Наши идеологические противники, которые сейчас называют тех, кто не согласен делать "что сказано", антипрививочниками и биотеррористами, больше всего возмущаются, когда им поминают про Великую Отечественную, фашизм и, особенно - Нюрнбергский трибунал и Нюрнбергский кодекс. Это их просто выбешивает. Потому что по их логике есть только один-единственный фашизм, уникальный и неповторимый, который давным-давно побежден и повториться не может, а сравнение их, благодетелей человечества, с фашистами, во-первых, неграмотно, а во-вторых, преступно. И да, на следующее 9 мая у них ничего не екнет, нигде не зачешется. Они и с трибун помашут, и статьи-посты напишут, и "Никогда больше" скажут., и цветы куда надо возложат, и у Вечного огня постоят с правильным выражением лица. Все будет как всегда. И сразу - даже не на следующий день, а в тот же день - выпустят очередной человеконенавистнический указ, усиленно делая вид, что этот указ - наоборот, крайне гуманный и человекосберегающий.
Ну ничего, я тут нашла кое-что любопытное. У госпропагандистов есть любимый фильм, которым они во всяких "утративших память" Моргенштернов любят тыкать. "Иди и смотри" называется. Я фильм не очень люблю по разным причинам, а вот книгу Алеся Адамовича "Хатынская повесть" люблю еще со школы, именно за удивительно точное описание психологии карателей. И я уже давно думала найти цитаты и выложить на всеобщее обозрение, да все забывала. А сегодня подорвалась наконец и все нашла - не забытое за 35 лет.
Это мое любимое. Как прочитала впервые лет в 16, так и не забыла до сих пор - у карателей обиженные лица. И возмущенные. Обида и возмущение - как вы можете быть такими тупыми, такими серыми, такими! Как вы можете вообще быть! Вы не должны быть, не будьте! Ниже - цитата из Адамовича про фашистов и в то же время - изумительное по точности описание выражения лиц многих официальных пропагандистов и объяснение содержания их речей, полных все того же: обиды и возмущения, обиды и отвращения, обиды и ненависти, ненависти, ненависти...
Это мы с Флерой вблизи, в упор разглядели, запомнили в тот день, в те дни: у палачей, у убийц всегда на лицах, в глазах обида. Обида на тех, кого уже убили, убивают, должны убить…
********
Они подталкивают меня и старуху и попеременно объясняют, кто мы, почему нас надо гнать.
- Шнель, шнель, рус!
- Давай, давай! Сталинские бандиты!
Молодой немец идет так, чтобы полицай тоже был у него перед глазами.
- Швайн!..
- Бандиты!..
Это не простые ругательства. В этих ругательных кличках все их убеждения, их объяснение того, что совершается и в чем они участвуют. Оружие поскорострельнее, идеи покороче - одно догоняет другое!..
- Швайн… шнель… сталинские… рус… бандиты… шнель… давай… шнель! Шнель! Давай! Давай!..
И все обиженнее становятся красные потные морды палачей. Просто страдание на их физиономиях, мука, обида. Ведь мы такие бестолковые и недисциплинированные, никак не хотим понять, чего они от нас добиваются, такие мы кричащие, сопротивляющиеся, не желающие верить в аусвайсы, в проверку документов, в обычность и необходимость происходящего.
Особенно к детям тянутся каратели с палками и овчарками. А когда мальчик лет десяти из-под руки матери бросился в жито, немец аж застонал от обиды и пустил овчарку. Женщина кинулась за ними, а на нее налетел другой. О, как гневен он был, как был обижен за непорядок, какая у него была страдальческая харя!
*********************
А дальше - ну актуалочка же! Опять все то же - всего-навсего документы, справки, паспорта - а мы не хотим понимать...Или наоборот? обидно, что как раз хорошо слишком понимаем?...
Кто-то неразличимый среди карателей, толкающих, бьющих нас в спину, по головам, выкрикивает:
- Приготовьте документы, паспорта, метрики, школьные справки, приготовьте документы!..
Но никто никаких документов не смотрит, не спрашивает, наверное, план, сценарий страшного спектакля изменен на ходу чьим-то распоряжением и выкрикивающий исполняет уже необязательную, лишнюю роль.
- Приготовьте справки!..
Подвижная, расширяющаяся, сжимающая нас кишка из эсэсовцев и собак заглатывает все новые и новые партии людей, отрывая их от окруженной, сдавленной со всех сторон толпы, проталкивает к зияющему чреву амбара. Лица у тех, морды у тех, кто нас толкает, швыряет, бьет, кусает, - разъяренные, злобно слепые и обязательно обиженные. Мы так плохо, так тупо ведем себя, не желаем понять, чего от нас хотят, требуют, мы оглушаем их таким женским криком, таким детским плачем и воем, так нелегко с нами, а надо всего лишь войти в амбар и надо приготовить паспорта и метрики!..
И еще пара актуальнейших цитат, которые окончательно убеждают меня в том, что я не выдумала это сходство. Тогда, в юности, я могла только ужасаться, что такое когда-то было и радоваться, что такого больше не повториться. Сейчас я уже знаю, что повториться может что угодно, просто потому что человеческая история только из повторений и состоит. И потому нет ничего удивительного, что я в книге о Великой Отечественной нахожу практически свои мысли и чувства.
Истинно свободен тот, кто готов пойти на смерть, это и сегодня верно. И вопрос не в долгожитии, а в том, свободнее были бы они, почти бессмертные, или же надо еще погадать-подумать? Не рабье ли это желание, во всяком случае, на сегодняшней планете - жить и жить?..
***************************
И потому для человека не пытки, мучения (которые когда еще будут!) страшнее самой смерти, а отвращение, непереносимое и острое отвращение к тому первому мгновению, когда ты стоишь или лежишь перед ними, а они смотрят на тебя. Именно это, уже не страх, а отвращение к чужой, к полной власти над твоей болью, жизнью, это направляет руку, в которой зажата последняя, для себя, граната. Проскочив эту черточку, миг первой встречи с неволей, человек потом может и не помнить про такое чувство. Но оно, слава богу, существует, оно вдруг включается в человеке, которому приходится выбирать самую смерть, и нет, наверное, человека более свободного, чем в такие мгновения…
***************************
Так что нет, недорогие нетоварищи, ничего особенного и уникального в поведении фашистов нет. Это типичное поведение представителей homo sapiens, возомнивших себя белопальтовыми носителями истины и считающими своей миссией борьбу со всеми несогласными с этой истиной и, главное, с собой как ее носителями. И совершенно неважно, в чем эта истина состоит - в том, что нужно пасть ниц перед вождем земных царей Ассаргадоном, или в том чтобы всех вакцинировать от страшной болезни. Разницы НЕТ. Любой, желающий сломать чужую волю и чужое сопротивление его воле, будет думать, чувствовать и делать одно и то же, и неважно, дойдет на этот конкретный раз это дело до Дахау или гор отрубленных голов, рук и ног или нет. Мотив - забрать у всех, кроме себя, свободную волю - вместе с жизнью или вместо жизни - один и тот же и он никогда не менялся.
9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
10 Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Книга Экклесиаста, глава 1.