Об истинной и ложной свободе выбора

Jul 16, 2021 14:34


Давно хотела написать,  собралась, наконец.

Какую свободу выбора дал Бог человеку? Что и на каком основании у него хотят отнять?
Read more... )

sapienti sat, логика, тварь ли я дрожащая, прививки, Бог

Leave a comment

ilbirs_cat July 18 2021, 10:35:32 UTC
Мой вопрос (для начала :) ) как раз о метафоре, а не метафорический. Насколько Вы можете не допустить, но принять, что одни и те же слова в одном и том же порядке, с отсылками к общеизвестным источникам могут иметь для разных людей разный смысл? И что в точке, когда он начинает ветвиться, можно оказаться чуть ли не в разных реальностях?

Это если коротко, а ниже пояснения.

Прошлогодние плакаты о "врачах, героях нашего времени", например. В буквальном смысле они о гордости и благодарности за нелёгкий труд. Но эти же слова именно в этом порядке - фразеологизм. И если брать смысл как у Лермонтова, то читаются ровно наоборот признанием бессмысленности борьбы с ковидом. И медицины вообще, пожалуй :) допустившей такую вакханалию.
Это очень поверхностный пример, когда Вы, знающая первоначальный смысл, но тоже использующая "современный" можете назвать это своим выбором. С Вашим столом и моим Морозко ситуация глубже. Здесь имеется в виду глубина осознавания - лежащее на поверхности в противоположность требующему усилий для обнаружения. Вам, вероятно, кажется самоочевидным, что любой нормальный человек между добром и добром не выберет зло. Мой же бекграунд диктует, что из благ нужно выбирать наименьшее. Что-то типа Воландовского никогда ни о чём не просить - сами придут и всё дадут. Доводя идею до абсолюта, легко придти к тому, что путь к свету вернее через тьму. Сколь праведной должна быть жизнь истового христианина, чтобы надеяться на райские кущи? Однако соседу Христа по Голгофе понадобилось наоборот прожить свою преступно, чтобы уверовать только в последний момент. Даже если взять Ваш личный опыт - каков шанс, что пришли бы в церковь, если бы молодость была менее "трендовой"?
Когда Вам кажется так удачно найденной аналогия со столом и объедками, мне она говорит ровно об обратном, что правильно выбрать как раз помои, хочу я этого или нет. Возможно это о том же, как когда-то писали о непонимании сыном идеи, что радость богоугодна. Служить, страдать за веру - это понятно, а радость-то во имя как? И ведь это не кто-то "из интернетов" типа меня, а сын собственноручно взрощенный, который, слушая Вас, понимает слова иначе.

Вторым вопросом здесь было бы про Слово, которое было вначале и было оно у Бога, и Бог был словом - и далее по тексту. Если Вы всегда знали, что чёрное - это чёрное, а белое - белое, а потом стало принято, что, например, белый - это новый чёрный, не зададитесь ли вопросом, какое сущее творится через новый смысл как будто того же слова? Чисто как филолог не видите ли в самом языке предвестников и "новой нормальности", и того мира, который ещё не проявился?

Reply

digital_geda July 18 2021, 11:18:58 UTC
Вот теперь стало понятно, спасибо за пояснение.

Я допускаю, принимаю и знаю на опыте учителя-филолога, что одни и те же слова и даже без фразеологического оттенка могут пониматься людьми совершенно по-разному. Иначе не возникла бы логика как инструмент верификации сказанного и софистика как способ лишить смысла эту верификацию. Я уже подзабыла наши с вами предыдущие диалоги, да. что-то было про врачей как героев нашего времени, но контекст я убей не помню уже.
Это по первому вопросу.

А по второму (пр-моему, что это все-таки другой вопрос) - нет, мне совершенно не кажется, что любой человек выберет между добром и злом добро. Я неоднократно с разными людьми дискутировала по этому поводу и у меня наготове 3 примера из моей жизни: мне 3 года и я давлю босой ногой маленького хорошенького цыпленка, которого люблю - потому что могу это сделать, никакого другого объяснения нет; мне 4 года и я прячусь от мамы, которую люблю, за скамейку в парке и наблюдаю как она пугается и бегает, отыскивая меня - просто потому что могу это сделать; мне 5 лет и я скидываю с кровати на пол новорожденную сестру, которую пока не люблю, но которая мне нравится - по той ж самой причине - я это могу. Я запросто могла бы всего этого НЕ делать, но я сделала, ничтоже сумняшеся. Эти три случая врезаны каким-то резцом в мою детскую память, очень слабую. Я помню их в деталях. Да про любого ребенка с розеткой это же известно, не обязательно приводить такие сложные примеры. Я уже потом, распутывая клубок мой жизни и всех неверных выборов, которые делала, дошла до этих 3 случаев как изначальных. Но нет, и эти выборы, и все прочие дурные выборы я делала вовсе не как Настенька, а вполне как Марфушка - хочу жениха, хочу богатство, хочу, хочу, хочу! Я очень многое хотела, причем не из-за необходимости, а из чистого любопытства - а что будет, если? Когда бабушка наказывала меня за цыпленка, она это мне в вину и поставила: ты хуже лисы, лиса хоть голодная, а ты это сделала шутки ради. И когда я сопоставила все эти хочу и свои страдания от отсутствия реализации этих хотелок - только тогда и поняла, что единственный способ избавиться от страданий - это и от желаний избавиться. От этого кроулевского"твори волю свою, таков закон". Я чудом сумела сойти с очень кривой дорожки, с которой мало кто сходит и никто не сходит без потерь. Я ободралась до крови, местами до костей, но вырвалась. И я слишком хорошо знаю, что такое дорога, ведущая в Ад, там прошли лучшие дни моей жизни, и не раз.

Но это - лично моя история. И ни в коем случае я не хочу ее представить в виде некоего идеала. Нет и нет - не все люди учатся следовать воле Бога таким образом, как я, учась на ошибках. И слава Богу. Мои друзья в общине так НЕ учились, мой сын так НЕ учится (дочь да, пошла по моей дорожке). И мы неоднократно обсуждали эту проблему и сравнивали наш опыт, так вот: у них НЕ БЫЛО искушения выбрать зло. Им НЕ БЫЛО любопытно, как мне. Они рассматривал зло, понимали, что это зло и спокойно отказывались от него. Помните как Фродо, который наблюдает отстраненно, как палец тянется к кольцу, но потом в дело вступает воля и отклонят его. Так что нет, не всем нужно вываляться в грязи, чтобы понять, что в этом нет ничего хорошего.

Кстати, сын прошел свою Ночь души и укрепился многократно. Сейчас это такой кремень, что у меня периодически дух захватывает от восхищения его бытовым мужеством и рутинной стойкостью, которая и отличает закаленного христианина от того, кто сдался, налетев на первое же препятствие или первый искус (как я в его годы).

Reply

digital_geda July 18 2021, 11:41:54 UTC
Вот про прививку до сих пор не догоняю: надо делать прививки, чтобы узнать, добро они или зло?
НО это неверная постановка вопроса. Все что угодно в конце времен станет добром, то есть все придет к Богу и соединится с Ним.
Амбивалентно вообще все. Бог превращает в добро вообще все. Любое человеческое зло Его провидением превращается в благо, причем общее благо. Мог ли думать мой прадед, раскулаченный крестьянин, умирающий от голода на куче соломы в хлеву у своего дома, отнятого большевиками, что своей ужасной смертью он навсегда излечивает нас всех - все поколения семьи - от искушений коммунизма? И что никто из нас благодаря ему не станет ни стукачом, ни палачом?

Я уверена, что и прививка может быть добром и пойти человеку во благо, если она делается с пониманием происходящего, принятием последствий, без гнева, гордыни или уныния. И отсутствие прививки может повредить и привести человека в могилу. если он делает свой выбор в греховном состоянии.

Reply

ilbirs_cat July 19 2021, 06:49:26 UTC
Я думаю, как ответить на предыдущий комментарий, поскольку получилось всё таки не то донести. Попробуй с прививки зайти.
В моём примере человек идёт делать прививку, считая её злом. Идёт не потому, что его что-то реально принуждает (работодатель, например), но именно из мысли, что чем хуже, тем лучше. Не то, чтобы самоубиться всем назло, но демонстративно сделать то, что от него ожидается при внутреннем к тому несогласии, при понимании, что объявляемая заботы о нём - ложь.

Т.е. у меня нет вопроса делать или не делать. Я рассматриваю мотивации, которые могут быть личным выбором, принуждением, манифестом абсурда илиследствием установки, что из двух благ нужно всегда выбирать меньшее, если нельзя совсем отказаться.

Reply

digital_geda July 19 2021, 08:16:04 UTC

Вы не можете это донести, потому что мне непонятна такая мотивация. На уровне "назло бабушке уши отморожу" ещё как то понятно, но выбрать прививку, потому что это зло - нет. Человек конечно сложное существо, но не до такой же степени. Вот в чем я уверена - что такой выбор до добра не доведёт точно.

Reply


Leave a comment

Up