Click to view
Апрель я провела в размышлениях. Мысли мои были банальны и глубоко вторичны, но в итоге я пришла к обнадеживающему итогу, тоже банальному и вторичному, но полностью меня устроившему. Банальность бывает в некоторых ситуациях значительно полезнее оригинальности.
Как вы понимаете, я человек и мне свойственно заблуждаться сомневаться. Сомневаться не в своей вере, не в своем мировоззрении и образе жизни (никогда! меня невозможно изменить, меня можно только уничтожить!), а в оправданности своего активизма. В самом деле, какое я имею право не просто во что-то там верить и как-то там жить, но и защищать свой выбор и активно его продвигать? С чего я взяла, что я права, а те, с кем я спорю - не правы? Да, я частенько задаюсь такими вопросами и раскачиваюсь на эмоциональных качелях, из депрессии в манию и обратно, в отличие от многих моих коллег, которые совершенно спокойно видят цель и методично идут в ее направлении с девизом "ни дня без строчки". В этом смысле я плохой активист, ненадежный, хоть в фазе "М", конечно, могу свернуть горы. А вот в стадии "Д"...
Я называю свою душевную болезнь "синдром Дэнетора" - она прекрасно описана во "Властелине Колец". Влозможно, я об этом уже писала, но повторить никогда не грех, надеюсь что вы простите старую склерозницу.
И вдруг Денэтор расхохотался. Он выпрямился, высокий и горделивый, быстрыми шагами отошел к мраморному столу, взял свое подголовье, вынес его к дверям, раскутал - и все увидели, что в руках у него палантир. Он поднял его, и камень озарил огненным светом впалое лицо правителя: казалось, оно высечено из гранита, жесткое, надменное и устрашающее. И снова зажглись его глаза.
- Гордыней, говоришь, и отчаянием? - воскликнул он. - Ты, верно, думаешь, что окна Белой Башни - незрячие бельма? Откуда знать тебе, Серый Глупец, сколь много я отсюда вижу? Надежды твои - от неведения. Иди исцеляй полумертвых! Иди сражайся с победителя ми! Все понапрасну. Ну, может, и одержите вы победу в сражении - на день-другой. Но удар, занесенный над вами, не отразить. Лишь один малый коготок протянулся к Минас-Тириту. Несчетны воинства востока. И даже сейчас ты сдуру радуешься ветру, который влечет вверх по Андуину армаду под черными парусами. Запад обречен! И тем, кто не хочет умереть в рабстве, надо скорей расставаться с жизнью.
Такие приступы срубают меня время от времени, когда жизнь кажется абсолютно бессмысленной, потому что все цели и ценности, которые ты когда-то для себя выбрал и всегда считал жизненно важными и непреложными, вдруг рассыпаются в прах. Или извращаются до неузнаваемости. Когда ты видишь, как самые близкие люди отступают один за другим, складывают оружие и уходят в сторону, отводя глаза. Хорошо еще, если просто в сторону. а если на сторону врага? Это особенно больно. Когда твои собственные дети, за которых ты, собственно, и сражался, кидают тебе в лицо обвинение в нетерпимости фанатизме (а то и в чем похуже) и рвут с тобой отношения. Когда все, что ты сам делал, кажется фальшивым и бессильным. Тогда кажется, что все зря, что надо просто сдаться и перестать быть. В самом деле, не пора ли уже признать, что мы все в одном корабле, и этот корабль называется Титаник, и он, вне всякого сомнения, тонет, и всем это прекрасно известно. А раз он все равно тонет - какого хрена я мешаю тем, кто хочет последние часы жизни провести мирно, слившись в эпикурейском экстазе с теми, кто не хочет ни рваться к шлюпкам, ни сажать в них пассажиров, ни играть в оркестре,- тем, кто хочет просто как можно менее мучительно и наиболее комфортно сдохнуть? Кто я такая, чтобы этому мешать? Особенно если я сама сомневаюсь в том, что играть в оркестре по колено, по пояс, по горло в подступающей воде - хорошая идея...
И вот так я мучилась фигней бегала как пони по кругу этих мыслей целый месяц, пока Господь по милосердию своему не послал мне простую как мычание мысль: а с чего ты взяла, что вы тут находитесь в каком-то особом положении, Геда? Что у вас как-то все особенно плохо и что вокруг прямо Апокалипсис-Апокалипсис? Оглянись - так было всегда. Ни одно поколения с тех пор, как Я родился и воскрес, не обошлось без того искушения, которое тебе кажется каким-то удивительно новым и оригинальным. Детка, с тех пор, как Меня распяли, ни одно человеческое существо не обошлось без этого искуса! Этот корабль тонет, ты считаешь? Все две тысячи лет все тонет и тонет? Так бывает, как ты думаешь? А может наоборот, это не Титаник, а Ковчег? Подумай об этом, Геда.
И я подумала и да, я не нашла в истории христианства ни одного периода, к которому бы это суждение не было бы приложимо. То есть, Апокалипсиса люди ждали всегда, и всегда совершенно оправданно. Угроза всегда была серьезной, серьезнее некуда. Силы всегда были неравны. Подмога никогда не приходила. Но, несмотря на это, жизнь все равно брала свое и продолжалась, а мир продолжал или начинал заново верить в Христа и ждать Его пришествия, несмотря на то, что веры на Земле не оставалось (никогда не оставалось, и всегда те крохи, которые все-таки оставались, прорастали). Поэтому то, что все против нас - говорит вовсе не о том, что Титаник тонет, а наоборот - о том, что Ковчег продолжает плыть. Не надо считать, что мы как-то особенно несчастны или как-то особенно счастливы, что мы умнее или глупее, более порочны или более добродетельны. История движется не по прямой. а по спирали, и порой вообще кажется, что она движется по кругу. Все повторяется, и все становится новым. Поэтому спор между "традиционалистами" и "прогрессистами" бессмысленен (но это не значит, что надо перестать спорить). История движется не равномерно и прямолинейно, а возвратно-поступательно. Главное возвращаться и поступать, а не складывать лапки и идти на дно, поскольку Титаник существует только в твоем воображении, а Ковчег как плыл так и плывет, и чтоб его потопить какого-то айсберга маловато будет.
Клип в начале поста мне прислал утром сын и сделал мой день. Нет ничего полезнее, чем рано поутру посмеяться над своими страхами, а потом повернуться и посмотреть этому миру (который, разумеется, снова гибнет уже в двухтысячедвадцатьпервый раз) в глаза, чтобы снова сказать ему "да, люблю, верю, надеюсь, буду".
Click to view