"В списке не хватает разделов, посвященных балалайке, медведю и, конечно же, русской водке"(с)

Nov 04, 2020 19:58

Раз уж сегодня такой день и даже  государственный праздник, то не могу не.  Особенно после прочтения такой вот статьи, цитату из которой  я даже вынесла в заголовок, настолько она характерна для  современного интеллектуала, желающего оказаться в тренде (особенно для Председателя Гильдии словесников). Не забываем - на дворе постмодерн, постправда и постирония, и  любому понятно, что лишь перечисленное в заголовке обеспечивает нашим соотечественникам искомое народное единство. Нет, а что еще-то, действительно? Не скрепы же и не духовность?

Беда в том, что я  не только не жажду, но и не  умею оказываться в тренде. Постирония мне чужда, вместо нее я оперирую старым  добрым сарказмом.  Постправду я терпеть ненавижу и по-новомодному называю ее  пиаром, а по старинке враньем. Поэтому моя деятельность на ниве образования отмечена все теми же реакционностью и старорежимностью, что и любые мои высказывания по поводу  политики и общества. Кошмар, чему я детей учу, г-н А. Скулачов поседел бы в культурном шоке (или животики бы надорвал). Впрочем, он об этом не узнает, а вот  желающим  я пролью свет на свои темные  ксенофобские дела. Как я уже писала раньше, в этом году я веду курс  для детей "Уроки развития речи: пишем об истории России".  План курса составлен мной единолично. В содержание коллеги вносили изменение, в сам план - нет. Так что я несу полную ответственность за то, какой этот курс и почему он именно такой.

Я считаю, что главный провал школьного курса русской литературы - в полном провале школьного курса отечественной истории. Не знаю, какой из предметов дает худшее представление об истории и культуре России, и какой вызывает  к ним большее отвращение.   Славянские унтерменши, призвавшие из-за моря норманских уберменшей, феодальная раздробленность, бессмысленнное и беспощадное братоубийство, крепостничество, этот стон у нас песней зовется, утопленные собачки, злые барыни, старушки-процентщицы, грязные пеленки Наташи Безуховой,  целый полк лишних людей - кто с диванами, кто без него,  и, конечно, над всем этим -  "свинцовые мерзости самодержавия". Вот как в этом всем тараканьем питомнике зародиться патриотизму - я не имею ни малейшего представления. Он  там и не зарождается, не сомневайтесь.  Патриотизм это совершенно другое. Он возникает из совершенно иного источника. Не из чего-то глобального, а из чего-то даже более частного и личного, чем "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам".  У нас пепелищ и гробов на душу населения больше, чем где бы то ни было, кроме разве что Китая. Без них, конечно,  совсем не обойтись, но с ними можно жить вполне мирно, если спустить главных действующих лиц с высоких  мраморных пьедесталов на уровень обычного человеческого, точнее - детского роста. Если наконец  дать детям  что-то еще, кроме дат и цитат, если научить их интересоваться  - а какими они были, эти предки, чьи гробы я должен любить и чьи пепелища почитать?  Как они выглядели, что чувствовали, о чем думали?  Какое я, лично я, имею к ним отношение?

В  средней школе такими вопросами, как правило, никто не задается - ни дети, ни учителя (может, кто-то и задается, но в основном не до того). Да и метода нет, чтобы на них ответить. Если просто вздыхать о березках и бороздить просторы Большого театра космическими кораблями, толку будет маловато.  Для меня как для словесника курс "ПИШЕМ ОБ ИСТОРИИ" гениален тем, что ребенок с его помощью узнает историю своей страны через текст, который он  пишет САМ. Да, в основе, конечно, исходные тексты и подсказки - но весь этот материал наши ученики пропускают через себя, через собственное восприятие, фантазию, эмоции, чтобы затем воплотить в собственном тексте своими, а не чужими, словами. И - на мой взгляд - происходит чудо. Я третий год за ним наблюдаю и третий год оно повторяется: заезженные факты, избитые сюжеты, набившие оскомину персонажи древней, средневековой  и наконец, отечественной истории сбрасывают свои запыленные выцветшие одежки (скорее даже саваны) и  обретают плоть и кровь (и слово стало плотью). У детей возникает собственная, живая связь с историей и литературой  того  исторического периода, с которым они знакомятся. У них загораются глаза, распрямляются спины, взгляды становятся осмысленными. Я видела, как это происходило  в процессе создания текстов на основе истории Древнего мира и европейского Средневековья. И вот теперь я вижу,  что отечественные историкокультурные факты и сюжеты производят на детей такое же живительное впечатление (я правда боялась, что школьную скуку не перебить ничем). Прошло всего 5 занятий, но уже сейчас заметно, насколько более личными и стилистически богатыми стали тексты учеников - и это не результат дрессировки, нет: это пробуждение  жадного личного интереса к собственному прошлому, к тому, кто мы и откуда. Я мечтала об этом в прошлом году, когда писала черновик курса - и теперь вижу, что мечта начинает сбываться.  Пока мы познакомились только с первыми важными событиями, с первыми летописными источниками, былинами и житиями князей, но результат уже есть. Я верю и надеюсь, что  нам удастся смахнуть пыль и особенно грязь с отечественной истории и культуры, что наши дети приобретут наконец собственнный опыт личного, а не казенного отношения ко всем этим важнейшим для каждого русского человека вещам, и что этот опыт сделает их свободными в любви к своему Отечеству. Потому что это Отечество, безусловно, есть за что любить, и к этой любви их не нужно принуждать. Она придет сама.

И да, Будут  и березки, и елочки, и языческие обряды, и церковные календарные праздники (непременно). И князь Владимир, и святые Борис и Глеб, и Никита Кожемяка, и Садко, и Евпатий Коловрат, и Андрей Рублев, и Минин, и Пожарский тоже непременно будут (я надеюсь, что хотя бы написав о них сценарий, дети поймут наконец,  что именно празднуется в этот день и какой опасности тогда избежали наши предки).  Будут и  достижения СССР, и Великая Отечественная, и покорение космоса, и репрессии, и катакомбные святые. Я  постараюсь, чтобы все эти абстрактные события и связанные с ними имена к концу года стали нашим детям близкими и понятными, как события их  семейных историй. Я хочу также, чтобы они узнали, как именно все  их частные истории вписываются в отечественную и мировую историю.  Они по-настоящему поймут это тогда, когда смогут об это рассказать - сами, своими собственными неповторимыми словами. Потому что  на одних  гробах и пепелищах радостно и интересно жить не получится. Это возможно только среди родных и знакомых людей. Наша задача -  возродить персонажей отечественной истории из пепла и праха и сделать их родными и близкими наших учеников.  Буду понемногу рассказывать об этом.

КБ, словесность, защита отечества, homeschooling, история, образование

Previous post Next post
Up