Еще лонгрид про то, что мы живем в мире, в котором манихейство стало привычным образом мысли для миллионов людей. На этот раз на примере романа постсоветского фантаста Станислава Логинова
"Многорукий бог далайна". И хотя клуб по этой книге был месяц назад, что-то внятное сказать я могу только сейчас, когда я прочитала "Диких Лебедей" и когда в один узор сплелись нити, тянущиеся с разных других сторон. Теперь я вижу, что "Дикие лебеди", по большому-то счету, о том же, что и "Многорукий бог далайна", просто описание ведется с другой точки зрения. Сейчас спою.
"Многорукий бог далайна" (далее МБД, долго писать каждый раз) - это очень и очень манихейская фантастика (вернее, фэнтэзи). И это не случайно так. СССР возник как порождение манихейской концепции "классовой борьбы" за светлое коммунистическое завтра. Затем СССР пал, побежденный манихейской же идеей (но уже капиталистической) борьбы с коммунистической манихейской концепцией. Поэтому появление такой книги, как МБД, в самом начале Перестройки - совершенно не случайное событие. Это очень знаковый текст, который стоит попытаться понять по-настоящему всем, кому важно разобраться в происходящем. Поэтому дальше я буду беззастенчиво спойлерить, впрочем как обычно. Короче, берегитесь: у меня есть мысль, и я ее буду думать. Кто не спрятался - я не виноват.
.
Мир, в который мы погружаемся в книге, основан на манихейском дуализме "светлого" духовного божества Тэнгера, которому нет дела ни до чего, кроме как до дум о вечном, и "темного" демона Ероол-Гуя, который возник из "отходов жизнеятельности" Тэнгера и силой потребовал себе жизненное пространство - океан-далайн, в котором он может вечно пребывать, пожирая все живое и в нем и на суше - маленьких островках-оройхонах. Тэнгер, чтоб отвязаться от Ероол-Гуя, которого не может победить и который мешает ему "думать о вечном", творит для того материальный мир, где докучливый демон сможет быть полновластным хозяином. Но поскольку Ероол-Гуй слишком долго надоедал Тэнгеру, тот предупредил своего антагониста, что в мире, чьим богом он станет, на него найдется управа в виде илбэча - существа, созданного по образу и подобию самого Тэнгера, и унаследовавшего частицу его огненного духа и способность творить все новое. Ероол-Гуй соглашается на эти условия, предусмотрительно наложив на илбэчей проклятие одиночества и изгойства и игра начинается. Собственно, сюжет книги состоит в описании жизни одного из илбэчей (они рождаются раз в поколение, имеют дар творения новой суши, и тем сокращают площадь далайна, в котором резвится пожирающий все живое Ероол-Гуй). Этот илбэч, Шооран, заходит куда дальше своих предшественников. Он решает лишить своего противника всего жизненного пространства, превратив в сушу весь далайн, не задумываясь о последствиях. И преуспевает - и последствия не заставляют себя долго ждать. Разумеется, суша без далайна превращается в пустыню, и люди, для которых и во имя которых Шооран вел свою ожесточенную битву с Ероол-Гуем, терпят неисчислимые беды. Правда, потом они находят и заселяют новое пространство вне стен, образованных некогда далайном, и вроде как-то там обживаются (те, которые не погибли раньше, разумеется). А вот Шооран... с ним происходит интересная метаморфоза: лишаясь своего соперника, он теряет смысл жизни, поскольку просто жить среди людей, как один из них, он просто не умеет. Поэтому Шооран находит себе новый далайн и превращается в нового Ероол-Гуя, который начинает исследовать и обживать новый далайн в ожидании нового илбэча. Такой финал шокирует и выносит мозг, но в рамках рассказанной на первых страницах романа легенды он вполне логичен.
Главный герой романа - сам Шооран, и мы следим за его развитим и становлением с раннего детского возраста. Чтоб вы поняли, какой пипец приготовил автор читателю, только представьте: роман довольно большой, мир и персонажи выписаны любовно, рельефно, туда погружаешься, к ним привыкаешь, привязываешься, сочувствуешь, наконец, начинаешь любить. И разумеется, большую часть книги мы не сомневаемся, что главный герой - всецело положительный персонаж. Что он гуманен, человеколюбив и творит свои илбэчские дела исключительно из любви к людям и желания им помочь. Но чем ближе к концу, тем меньше в это верится. Наш добрый и гуманный илбэч, преследуемый и Ероол-гуем и, главным образом, теми людьми, которым он как бэ желает помочь, постепенно дичает и слетает с катушек. Он застраивает весь далайн оройхонами (частичками суши) вовсе не из любви к людям (он прекрасно видит, сколько бедствий приносит тем его борьба с далайном, лишающая их последнего пропитания), а просто потому, что не бороться с Ероол-Гуем и не творить новое он не может, вернее - это все, к чему он стремится, все, что его занимает. Ему не заботят проблемы обычных людей, которые не могут приспособиться к тем глобальным пременам, которые он вносит в их пусть несчастливую, но хотя бы привычную и понятную жизнь. Тот хаос, который порождает Шооран, в итоге оборачивается для большинства из них бедами, много худшими чем те, что нес им Ероол-Гуй. Илбэч становится для них не другом, а злейшим врагом, и они мечтают его уничтожить не менее страстно, чем бог далайна. Да, после завершения цикла осушения далайна перед выжившими открываются новые жизненные перспективы (они как бы выходят на новый уровень игры), а вот Шоооран этого не делает. Его ждет новый цикл той же игры, поскольку только в нее он готов играть до бесконечности.
Собственно, "Дикие лебеди" - это тот же "Многоруки бог", только в профиль (если рассматривать Мао или Ленина как илбэча, а традиционный Китай Чай Кан Ши или царскую Россию - как Ероол-Гуя). В МБД мир показан глазами илбэча. В Диких лебедях - глазами простого человека, живущего в мире, раздираемом бесконечными циклами противостояний "илбэча" и "Ероол-Гуя" (как бы они не назывались), причем в конце цикла они просто меняются местами, и все (действительно - ведь и Мао, и Ленин начинали как освободители и носители справедливости для многих, и лишь затем обернулись к миру своей хтонической стороной). Для обычных людей ничего не меняется - на любой стадии цикла они лишь корм для Ероол-Гуя и сопутствующие жертвы для илбэча. Потому что в мире вечной борьбы и противостояния по-другому быть просто не может.
Собственно, меня занимают только люди. Про дуализм илбэч / Ероол-Гуй все понятно: в их борьбе, согласно легенде из начала книги, и заключается смысл жизни, поскольку в ней и творится новое. А вот куда уходят выжившие после осушения далайна люди и какова их судьба - это для меня большой открытый вопрос. Если все творчество и все изменения происходят в рамках цикла илбэч / Ероол-Гуй, то значит, обычные люди обречены на вечную стагнацию. Да, их мирок не будет сотрясать буря вечного творения и вечного разрушения. Но какой смысл в этом тихоми прозябании на периферии истории? Есть они, нет их - не имеет значения. Это один ответ. Второй - в том, что люди все-таки найдут какой-то свой собственный смысл вдали от страстей, раздирающих мир далайна. Но сам автор не дает никакого ответа - ни того, ни другого. Есть подозрение, что этот ответ его не особо интересует, его волнует только жизненный цикл илбэча / Ероол-Гуя. Ибо важен только творец, носитель искры познания нового и вечного движения, в то время как люди, которые хотят просто жить без мучений и катастроф, а по возможности - счастливо, не имеют никакого значения.
У меня есть подозрение, что мир вокруг нас становится все более и более походим на мир МБД. И если бы вокруг нас был только один илбэч - это было бы еще полбеды. Настоящая беда в том, что этих илбэчей вокруг - просто как собак нерезаных. И все они наперебой твердят, что лишь они - носители светлого творческого начала, а мы - просто косные людишки, мракобесы, цепляющиеся за крохи комфорта и безопасности, которые упали нам с барского стола очередного Ероол-Гуя. И что без них мы просто погрязнем в своей косной мракобесности. На что я, обычный человек, живущий обычной жизнью, не имеющий ни малейшего желаниея благородно и творчески страдать, не устаю повторять: илбэч такой-то, мне нет дела до твоих выдумок. Никакого далайна нет. И нет никакого Ероол-Гуя. Да и ты никакой не илбэч, сними корону и белое пальто. Оставь нас уже в покое. Мы прекрасно справимся и без всей этой кислотной хренотени. Трудно быть илбэчем, понимаю. Но ничем помочь не могу.