Хочу рассказать о том, как мы с детьми и родителями из КБ съездили на экскурсию в Гатчину. По-моему, это было весьма нетривиальное приключение с самых разных точек зрения. Хотя его начало, как и положено хорошему приключению, не предвещало ничего хорошего.
Во-первых, это был для меня прекрасный повод потренировать силу воли и убедиться в том, что подобные экзерсисы небессмысленны и не являются актами мазохизма, как сейчас принято думать. Правда, это стало ясно не сразу. А в 8 утра, проснувшись по будильнику, я услышала за окном оглушительный вой ветра и шум даже не дождя, а какого-то водного потока (вода текла по стеклу так, как будто ее лили из шланга соседи сверху) и сказала "О, нет..." А подумала: "Пожалуйста, скажите кому тут заплатить много денег, чтобы не вылезать из-под одеяла и никуда не ехать"...И да, у меня мелькнула предательская мысль сказаться больной и никуда не ездить, но я ее отвергла усилием воли. "Я слово дал, честное, купеческое..." (с). Ну, раз дал - делать нечего, держи. И проклиная свою дурацкую силу воли, я встала, собралась и даже не опоздала на электричку. Не ожидая от этой поездки ровным счетом ничего хорошего. И думая, что Гатчину я теперь буду ненавидеть до конца своей жизни.
Во-вторых, это был прекрасный шанс убедиться в действенности молитвы и в несомненном присутствии Бога в нашей повседневной реальности. Все прогнозы на день были совершенно неутешительными: сильный дождь с утра до вечера и никаких гвоздей. Я, конечно, помолилась о даровании хорошей погоды, но исключительно с целью, чтоб нас всех окончательно не сдуло и не смыло. Надеяться на дарование ХОРОШЕЙ ПОГОДЫ в первичном смысле слова при взгляде за окно мешал здравый смысл. И тем не менее, когда я вышла на улицу, чтоб дойти до станции Ульянка, рядом с которой живу (10 минут пешком, и я была уверена, что по истечении этих 10 минут меня можно будет выжимать), холодный ливень почти прекратился, ветер с ног не сшибал и в электричку я села почти без потерь (чем была весьма удивлена и обрадована, потому что ходить по музеям мокрой не входит в число моих любимых занятий). А дальше было еще интереснее: в вагоне я встретила своего ученика Федора и его папу Илью, и мы замечательно провели время до Гатчины в разговорах о том и о сем, но не в этом суть. Суть в том, что Илья с уверенностью сказал, что Бог таки дарует нам хорошую погоду, потому что иначе быть не может (я скептически покивала), и когда мы стали подъезжать к Гатчине, дождь действительно стих, а сквозь тучи стало пробиваться солнце. Это было невероятно, и тронуло меня очень сильно . Все утренние страдания были забыты вмиг, тем более осенняя Гатчина чудо как хороша. Особенно парк. Парк вообще волшебен в осенней расцветке. И утки. И лебеди. И бурундук (да, мы видели бурундука, правда не более 10-15 наносекунд, но то, что это был бурундук - несомненно. Для белки слишком мал, а мышей с такими хвостами не бывает, да и скоростей таких они не развивают). Жизнь была особенно прекрасна и исполнена смысла - как всегда, когда ждешь чего-то нехорошего, а получается наоборот.
Пара фотографий, надеюсь, подтвердит мои слова:
В-третьих, наша экскурсовод Дарья оказалась самым лучшим экскурсоводом из всех, которых я видела в жизни! Даже чудесная экскурсовод из Эрмитажа, которая вела экскурсию для КБ в прошлом году, делала это не настолько увлекательно: в Эрмитаже такая богатая экспозиция, что по нему можно часами ходить без экскурсовода вообще, просто читая таблички под экспонатами, и выйти культурно подросшим (на пару сантиметров точно). А в Гатчине экспозиция не представляет собой ничего особенного по сравнению с Эрмитажем, Царским Селом, Петергофом, Ораниенбаумом... Но экскурсовод Дарья доказала: главное - не экспозиция, главное - подача информации о ней. Почти каждая деталь небогатой экспозиции оказалась в фокусе нашего внимания. Почти у каждой оказалась потрясающе интересная история, а если нет - то интересна была история самого пространства и времени между ними. Пересказывать экскурсию нет смысла - надо ехать и смотреть, рекомендую всем, и питерцам и тем, кто планирует к нам приехать. Отдельный плюс: на экскурсии можно было фотографировать!!! чем мы и занимались с огромным увлечением.
В-третьих, наши дети получили мастер-класс по придворному политесу. Экскурсовод Дарья рассказала ребятам, как придворные приветствовали государя: кавалеры - падая на колено, дамы - приседая в реверансе. При этом и те и другие были закованы в корсеты и не могли сгибаться вообще, а на дамах были платья весом по 40 килограммов+ 9 кг прическа (в которой устанавливали вазы с цветами! И водой! наклонять голову нельзя, наклонишь - обольешься!) Ребятам и девочкам было предложено повторить подвиги императорских придворных. Они сперва смеялись и дурачились, но затем вошли в образ - и получилось очень неплохо! Я бы даже сказала - достойно! Хм... А не продолжить ли нам эту замечательную практику в нашем КБ-сообществе? (шутка, но в каждой шутке, как говорится...)
В-четвертых, нам рассказали душераздирающую историю восстановления Гатчинского дворца, который был занят фашистами во время войны, разграблен и подожжен при отступлении. К счастью, большая часть особо ценных экспонатов была вывезена из дворца на хранение еще до оккупации Гатчины и затем вернулась обратно, но внутреннюю отделку пришлось восстанавливать с нуля. На примере галереи 1812 года нам показали одновременно и какой она была изначально, и какой она осталась после оккупации. Хранители решили не реставрировать это помещение Гатчинского дворца целиком, и от этого экспозиция только выиграла. Но в следующем зале экскурсовод Дарья показала то, что меня ужасно расстроило: античные барельефы из Помпеи, приобретенные, если не вру, еще первым владельцем, графом Орловым. Сейчас у них отколоты головы. Это не огонь Помпей и не пожар, устроенный немцами, так изуродовало барельеф. Нет, он был приведен в такое состояние в 70-х годах прошлого века. После войны Гатчинский дворец было решено не реставрировать, так как для этого требовалось слишком много средств, а восстанавливать в пригородах Питера было что и без Гатчины. Поэтому внутренние помещения просто отмыли и покрасили и отдали на откуп госучреждениям. В 1950-1959 годах во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем - ВНИИ «Электронстандарт». В начале 70-х Гатчинскому дворцу вернули статус памятника архитектуры и... тогда вскрылись масштабы вандализма тех, кто занимал его помещения. Оказывается, античные барельефы использовались инженерами для соревнований в точности попаданий в них тяжелыми инструментами. То, что не было уничтожено лавой Везувия, бомбежками врага и пожаром, устроенным им же, было уничтожено нашими же собственными людьми. Петербуржцами. Это вымораживает.
1931 год барельефу. Наибольшие поврежждения получены менее 50 лет назад.
В-пятых, мы побывали в подземелье Гатчинского дворца. И это вам не какой-то там среднестатистический подвал: это именно подземелье, в котором все как надо: мутные фонари, эхо и казематная сырость. Эхо в подземелье - тоже то, что надо слышать самому. Рассказывать бесполезно. Это эхо, которое с тобой реально перекликается. Первый в своем роде акустический аттракцион, на котором мне повезло побывать. А еще нам в подземелье показали настоящий павловский карцер: маленькое помещение для, как бы выразились в XX веке, "сенсорной депривации": оно было сделано таким образом, чтоб в него не проникал ни один луч света, ни один звук. По рассказу экскурсовода, в карцер сажали не более чем на 15 минут - иначе люди сходили с ума. Гуманно! В просвещенном XX веке ученые в разных странах не стеснялись проводить опыты на душевнобольных людях, которых держали в депривационных камерах сутками. И еще кто-то что-то рассказывает про научный прогресс и гуманность современной цивилизации...
Заложенное кирпичом окно в карцере.
В-пятых, мы поднялись по винтовой лестнице на чердак и часовую башню гатчинского замка. Это, конечно, не Исаакиевский собор (слава Богу! Я на эту-то лестницу еле забралась), но вид из комнаты часовщика на Гатчину был просто невероятный! И звуки часового механизма...А потом мы спустились, считая ступеньки (правильно сосчитавшим полагалось исполнение желания). Я сосчитала правильно, надеюсь, мое желание исполнится.
Все вышеперечисленное слилось в очень яркое и счастливое впечатление. Жаль, что доехали до Гатчины не все, но уверена, что в следующий раз нас будет больше и впечатления будут еще ярче.
Дивный вид из окна комнаты часовщика. Битва воды и солнца в небесах не передается фотографией.
P.S. А когда я вернулась домой, ливень хлынул с новой силой. Но это было уже совсем не страшно, после такого со всех точек зрения замечательного и поучительного путешествия.