Не путать с субъективностью и объективностью (субъективизмом и объективизмом). Провела вчера для детей, уезжающих в совместное зарубежное путешествие, коуч-сессию, посвященную их отношениям.
Да не за что... к сожалению, сейчас редко пишу, тк они взрослые и им это не очень по вкусу. Тут просто тема не частная совсем, поэтому и написала.
Да, и мои прошли кучу всяких этапов - и дружбу, и вражду, все как в любой семье. И это совершенно естественно: детям свойственно объективировать всех окружающих. И взрослых, и других детей. Они же не субъектны - они эгоцентричны, а это совершенно другое. Субъектность начинается с осознания того, что другой - не объект, что мама - не сися, а друг или подруга - не способ приятно провести время. И в таком психологически-объектном состоянии они и живут до появления зачатков субъектности, периодически сливаясь до полного неразличения или, наоборот, разбегаясь на максимально возможное расстояние. Обретение субъектности, осознание собственных границ и признание таковых у других субъектов - это важнейший этап социализации, фактически социальное рождение (последнее из рождений, которые переживают дети в процессе созревания). Я прочитала Ваш пост - сын очевидно объективирует сестру (это неизбежно на данном этапе), а она по-прежнему в слиянии с ним и конечно она страдает. Ничего поделать тут нельзя: это просто надо пережить, утешая, отвлекая, подсказывая какие-то простые вещи. Пограничные конфликты подростков более старшего возраста мне удавалось эффективно разруливать при помощи сочинений "За что я ненавижу N..." и "Как исправить отношения с N" Просто удивительно, как могут меняться отношения ребят после прочтения сочинений друг друга и их последующего обсуждения. Не мгновенно, разумеется, со временем - и тем не менее, радикально. Но у Ваших, судя по всему, еще не тот возраст, поэтому просто терпение.
Да, и мои прошли кучу всяких этапов - и дружбу, и вражду, все как в любой семье. И это совершенно естественно: детям свойственно объективировать всех окружающих. И взрослых, и других детей. Они же не субъектны - они эгоцентричны, а это совершенно другое. Субъектность начинается с осознания того, что другой - не объект, что мама - не сися, а друг или подруга - не способ приятно провести время. И в таком психологически-объектном состоянии они и живут до появления зачатков субъектности, периодически сливаясь до полного неразличения или, наоборот, разбегаясь на максимально возможное расстояние. Обретение субъектности, осознание собственных границ и признание таковых у других субъектов - это важнейший этап социализации, фактически социальное рождение (последнее из рождений, которые переживают дети в процессе созревания). Я прочитала Ваш пост - сын очевидно объективирует сестру (это неизбежно на данном этапе), а она по-прежнему в слиянии с ним и конечно она страдает. Ничего поделать тут нельзя: это просто надо пережить, утешая, отвлекая, подсказывая какие-то простые вещи. Пограничные конфликты подростков более старшего возраста мне удавалось эффективно разруливать при помощи сочинений "За что я ненавижу N..." и "Как исправить отношения с N" Просто удивительно, как могут меняться отношения ребят после прочтения сочинений друг друга и их последующего обсуждения. Не мгновенно, разумеется, со временем - и тем не менее, радикально. Но у Ваших, судя по всему, еще не тот возраст, поэтому просто терпение.
Reply
Leave a comment