Замечательная
Ольга Небель с не менее замечательной подругой Соней открыли
Книжный клуб "Невидимый нам свет" на Петроградке (в кафе "Аддис", в которое меня когда-то впервые притащили, разумеется, дети). Я немедленно записалась, но потом поняла, что читать книги для обсуждения я категорически не успеваю. В моей жизни, состоящей из профессиональных текстов - для чтения, редактирования, перевода, рерайта, обучения, анализа - места тексту художественному, читаемому не с какой-то важной и нужной целью, а с несерьезной целью получения удовольствия и релакса - не осталось. Особенно тексту новому, непривычному. Так-то для разгрузки мозга я могу пробежать глазами нечто знакомое и уютное, типа Вудхауза, Агаты Кристи или Ван Гулика, но они не в счет, я их разве что наизусть не помню, это просто как домашний халат и тапочки. А новый текст надо читать "новыми глазами", внимательно и вдумчиво, надо пытаться понять установку и цель автора через его персонажей и его сюжет. А на все это моих сил решительно не хватает. Особенно если у тебя ни в каких планах не стояло читать заявленный на обсуждение текст.
Поэтому первую встречу клуба я пропустила, но дожив до этой субботы, поняла, что поход в книжный клуб мне необходим как минимум с терапевтической целью. Мой устоявшийся образ жизни полностью мне подходит, он хорош со всех точек зрения, кроме одной: он меня категорически за-дол-бал. Прекрасно, когда твоя жизнь ритмична, предсказуема и комфортна ввиду отсутствия в ней стрессовых задач, но в какой-то момент ты начинаешь понимать, что твой мозг превратился в органчик, играющий одну и ту же (хоть и сложную, и красивую, и со множеством вариаций, но все равно одну!) привычную мелодию. И тогда я встала в субботу пораньше, загрузила на комп книгу
Марины Чапман "Девочка без имени" и решила ее пролистать хотя бы чтобы получить общее представление о тексте, а не сидеть на встрече с совсем уж с глупым видом. Прочитав первые 10 глав, я распечатала с собой еще пяток, заглянула в конец и отправила на встречу клуба с совершенно порванным шаблоном.
Книга, которую нам предстояло обсуждать, поразила меня своей бесхитростной глубиной. Именно так. Из анонса было понятно, что текст не совсем художественный - это скорее авторизованная биография Марины Чапман (женщины, в детстве оказавшейся в джунглях, выросшей в обезьяньей стае, а затем пережившей немысимые превратности судьбы в процессе "обратной социализации" в человеческом мире), и он действительно не тянет на гордое наименование "художественная литература" - очень простой, не изобилующий стилистическими изысками, не поражающий оригинальностью авторской концепции. И при этом его совершенно не скучно читать - даже человеку, искушенному в стилистике и философии текста (и я бы сказала - особенно искушенному). Потому что в этом тексте есть нечто большее, чем работа автора - мастера слова, который связывает эти слова в замысловатые кружева, чтобы удовлетворить ваш взыскательный вкус. И больше, чем работа философа, штурмующего ваше мировосприятие и мировоззрение. Этот удивительно смиренный и незамысловатый текст - на самом деле убедительное свидетельство того, что миром управляет Провидение, а вовсе не случайность. В этом смысле коротенькая книга "Девочка без имени" произвела на меня то же самое исцеляющее воздействие, которое произвел когда-то монументальный и масштабный "Властелин Колец" Толкина. Никакого постмодернизма, никакой деконструкции. Случайно выжившая девочка, которая предоставляет нам наивный и бесхитростный отчет о том, как она выжила. И если ты доверился этому рассказу (я доверилась, потому что я тоже в некотором смысле случайно выжившая девочка), то его логика и структура ведет тебя к единственно возможному выводу: Провидение существует. Оно - полноценный действующий герой в этом тексте (несмотря на то, что слово "Бог" встречается в нем крайне редко и не всегда в позитивном ключе), потому что простого изложения событий, безо всякой рефлексии и "глубины осмысления", вполне достаточно для того, чтобы зафиксировать его примерно так, как события и фигуры на заднем плане некоторых фотографий оказываются куда значительнее тех, что запечатлены на переднем. И в какой -то момент по пробегающему по позвоночнику ознобу ты понимаешь, что читаешь нечто важное, касающееся лично тебя. Каким образом? Вот это-то и интересно. Какое отношение к нам, благополучным обитателям современных городов имеет история приключений девочки-Маугли в колумбийских джунглях - сперва природных, затем урбанизированных? Очень простое - она, эта история, полна базового доверия к миру и надежды на его базовую доброкачественность, и надежды не обманутой. Это сказка, оказавшаяся реальностью, житие несвятого, освящающее само бытие как таковое. Она рушит постмодернистский канон, давно изъявший из человеческого мира смысл и цель и вознесший на пьедестал фатализм и бессмысленное эстетство в затянувшемся прыжке "из колыбели в могилу". При этом история эта лишена диккенсковской сентиментальности, толстовской назидательности, вольтеровской иронии, джеклондоновского волюнтаризма, адамсовского абсурда - уже давно знакомых и надоевших хуже горькой редьки; лишена всего, что могло бы вспугнуть, оттолкнуть и отбить желание читать дальше. Автор (журналистка, обработавшая и подготовившая к публикации реальные мемуары Марины Чапман) удивительно бережно подошла к материалу, убрав из него лишний психологизм, оставив голый нарратив и подарив читателям шанс делать выводы самостоятельно, без подсказок, нравоучений и пропаганды. О чем этот текст? О том, что мир живой природы куда гуманнее бесчеловечного мира людей? И да и нет. О том, что нам многому надо поучиться у обезьян, независимо от того, произошли мы от них или нет? Безусловно, но не только. О том, что в нашем комфортном и безопасном мире за хрупкой гранью привычного комфорта разливается бескрайнее море страданий и лишений, которое мы бессильны вычерпать привычными мерками наших стереотипов и т.д. и т.п? Тоже мне, открытие...Об удивительной стойкости ребенка, столкнувшегося с несовершенством мира? Уже теплее, но не совсем в "яблочко". Тогда в чем же дело? Чем эта небольшая книжка так цепляет самых разных читателей, не ожидающих от нее никаких особых откровений?
Рискну предположить, что эта книга действует на наше еще не до конца деконструированное и отформатированное восприятие как некий отдаленный отголосок Благой Вести. Эхо полузабытого:"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное; Блаженны плачущие, ибо утешатся; Блаженны алчущие и жаждущие (правды), ибо насытятся"...
В этой истории все происходит в соответствии со словами Евангелия - несмотря на отсутствие в ней какой бы то ни было религиозности. Ребенок (нищий духом) попадает в беду, переживает страшные, непосильные и для взрослого испытания, проливает моря невидимых миру слез - и не побеждает его немысимыми усилиями, не "прогибает под себя", не вырывает признание, не выгрызает зубами хэппи-энд (все это не сработало бы и не вызвало бы никакого отклика за полной неправдоподобностью) - а выбирается из самой глубины отчаяния и безысходности по тем "хлебным крошкам", которые Бог раскидывает перед каждым из нас, чтоб спасти, и которые замечают только самые бесхитростные и чистые сердцем из нас - такие, как эта девочка без имени. Случайности, благодаря которым героиня истории спасается из самых немыслимых ситуаций, накапливаются и превращаются в систему, в которой уже нет никаких случайностей. Все закономерно - и происходит так, как и дОлжно происходить в мире, которым правит не хаос квантовой вероятности, а Провидение и высший смысл.
На самом деле. в мире полным-полно таких историй - просто они не записаны. Истории многих из нас, честно прошедших свой собственный путь и убедившихся в доброкачественности мироздания, аналогичны истории "девочки без имени", потому что они так же безымянны и так же фантастичны в своем реализме. Истории жизни людей, с которыми я столкнулась в своей не самой длинной жизни, неоднократно убеждали меня в том, что лучший во вселенной сценарист и писатель - это Бог. Ни один художник не придумает таких замысловатых сюжетов, таких головокружительных поворотов событий, таких ярких и сочных деталей. Все это может породить только живая жизнь, у которой, вне всякого сомнения, есть свой собственный гениальный Автор. К сожалению, не все эти истории кончаются хорошо. Но даже самые грустные из них все равно красивы. Красота - один из атрибутов Бога, возможно одно из божественных имен; уродливое не имеет к Нему отношения.В настоящий момент мир захвачен уродством, но каждая история, несущая на себе хотя бы отдаленный отсвет вечной красоты, дает отраду и дарит надежду, что власть уродства не вечна.
Утром я попросила сына установить мне ридер на телефон и скачать несколько книг для следующих обсуждений в Книжном клубе. Первая попытка высунуться за пределы зоны комфорта оказалась на редкость удачной. Во мне проснулся дух авантюризма и готовность к новым открытиям. Оказывается, современная беллетристика не так безнадежна, как мне казалось. Вооружилась сачком для ловли отсветов вечной красоты во всем, до чего смогу дотянуться. Посмотрим, каким будет улов и можно ли будет сделать по нему вывод, что рассвет уже близок.