Утреннее шоу на радио о школьной социализации и семейном образовании

Sep 26, 2018 12:53

Ровно через неделю у меня начинаются занятия  по программе "Ключи" в сообществе "Классические беседы". Работы по подготовке сейчас столько, что я головы не поднимаю. Но все время что-то отвлекает, вот, к примеру Радио Россия, которое вдруг ни с того ни с сего  решило взять у меня интервью в прямом эфире. Такой опыт у меня первый и я даже немного нервничала - одно дело ТВ, где из твоего интервью все равно вырежут все паузы и неудачные моменты (или наоборот), а другое - прямой эфир, где что ляпнул - то все и услышат. Но ничего, получилось живенько, мне понравилось. И динамично, и местами с юмором, и даже не всегда тупым.

Прослушать эпизод с моим участием можно тут. Я, конечно, за 10 отведенных  минут  не успела сказать и десятой части того, что собиралась и поэтому ведущую, игравшую "злого полицейского", не убедила.  Меня прервали на самом интересном месте! Было бы у меня еще 10 минут, я бы завербовала в "секту" СО-шников все Радио Россия:) Может быть.

Но не беда, у меня есть ЖЖ и я могу  свою пламенную речь записать тут.  Василий и Ольга, я на самом деле с вами полностью согласна. Дети, обучающиеся в семье, не получают той социализации, которая неизбежна в школе. И это - я совершенно согласна! Большой минус, если эти дети потом наивно пытаются встроиться в этот социум как  ни в чем не бывало. Не выйдет - и надо, чтобы родители отдавали себе в этом отчет. Почему? Да потому что современный социум является во многом продолжением школы как социального института. Формально ребенок выходит из школы с аттестатом, но школа провожает его всю дальнейшую жизнь - в армии, в институте,  на работе в офисе, - везде и повсюду вчерашнего школьника преследуют  школьные паттерны и незакрытые гештальты. Поэтому, вне всякого сомнения, детям, незнакомым с этими паттернами и гештальтами, придется в таком социуме непросто - если они начнут судорожно и безрезультатно наверстывать упущенное. Но есть и другие варианты - о них ниже.

И кто сказал, что вчерашнему школьнику будет легко? Или  хотя бы проще, чем вчерашнему СО-шнику?
Вот взять, к примеру, мою семью.  Мы - семья тех самых глубоких интровертов, живущих в собственном мире У каждого из нас  - свой специфический опыт социализации, построенный на взаимодействии (или отсутствии такового) со школой и школоподобным обществом. Я прошла почти все  социальные институты, из которых сконструировано современное общество (исключая тюрьму и армию, но зарекаться не буду, какие мои годы). Я свой темперамент глубоководного интроверта  подвергла такой трансформации за эти годы, что теперь внешне выгляжу харизматичным экстравертом с  подключенной опцией  продвинутого стенобитного орудия.  Ольга, вы можете сейчас воскликнуть: Воот, а если бы не школа! То вы бы так и остались тепличным оранжерейным цветком, каким, вероятно, являются ваши дети.

А я на это ответила бы: Неееет, Ольга, вы ошибаетесь. Конечно, благодаря школе я научилась справляться с буллингом, абстрагироваться от травматичной действительности и социально мимикрировать. Но. Этот навык  не помог мне избежать повторения того  же  самого опыта в самых разных вариациях на каждом новом месте. И  куда бы я не попадала, и как  тщательно бы я не мимикрировала социально, сливаясь с окружающим ландшафтом, как мне казалось, до полной неотличимости от него, как бы не абстрагировалась от неприятных ощущений в процессе и еще более неприятных - в итоге -  все всегда заканчивалось одинаково: социум так или иначе отторгал меня и вынуждал снова и снова  пускаться в путь на поиски нового, более приспособленного к моим запросом кусочка реальности. Я искала много где. За четверть века трудовой практики я освоила около десятка специальностей вдобавок к полученной в педагогическом институте изначально. Сколько я сменила работ (официальных и подработок), я не могу вам сказать (все равно часть не вспомню). Всего их было несколько десятков - точно больше 20, но меньше 30. Когда-нибудь я отолью свой жизненный путь в буквах и буду читать своим внукам на ночь. И если они не зарыдают - я, как Смок Белью, возьму палку и вышибу из них дух (шутка). Поверьте, что если бы в моей жизни присутствовал исключительно опыт, полученный в школе и если бы мне помогал бы  провозмогать (слово-то какое!) невзгоды только навык школьной социализаци - я бы давно была в компании многих моих сверстников, спившихся,  передознутых, шагнувших с крыши, перерезавших  вены, сгинувших в тюрьме, живущих в психушке как во втором доме и т.д. и т.п. К счастью, в моей жизни всегда  незримо присутствовала Благодать, которая вела меня через всю эту тьму, как Ариаднина нить - Тесея через лабиринт Минотавра. И  куда меня вывела эта нить? Вы будете смеяться - в альтернативный социум. Я нашла сообщество таких же, как я, жертв социального аборта (друзья, простите, но как-то так это и называется) и начала жить вместе с ними, непонятно на что надеясь. Скоро уже 15 лет, как мы вместе сосуществуем. И за эти 15 лет моя жизнь изменилась совершенно невероятно. Нет, я не стала крутым олигархом и не вошла в список Форбс. Но так я к этому и не стремилась. Я хотела одного: жить в мире, в котором меня не тошнит по утрам от страха перед тяготами и  невзгодами нового дня. И да, вы знаете - за 15 лет я этого достигла. У меня ровно такая жизнь, ровно такая семья, ровно такое общение, ровно такая работа и ровно такой досуг и отдых, которые мне - изнеженному интраверту - всегда и были нужны. Я построила свой мир  своими мозолистыми руками - кирпичик за кирпичиком, проложив все коммуникации и возведя все стены и перекрытия.  Не одна, нет. В одиночку это невозможно. Только в компании себе подобных, которых искала долго, мучительно,  с маниакальным упорством.  Поэтому, уважаемые Ольга и Василий, я могу твердо сказать, что таким, как  я, интровертам, школьная социализация впрок не идет. Что она может их или убить, или вынудить к построению собственного альтернативного социума. Это конечно тоже результат, но кто сказал, что его не было бы без школы? Что возвращает меня к моим детям.

Что касается моих детей, которых я частично (как дочь) или полностью (как сына) избавила от школьной социализации, то они уже взрослые и я вижу, как правильно поступила, избавив их от необходимости десятилетиями выдавливать школу из себя по каплям. Дочь, которая школы хлебнула в большей мере,  частично повторила мой путь, безуспешно пытаясь раз за разом социализироваться в стандартных условиях (учебных заведений, молодежных тусовок и работ). Но! Она забила болт на этих попытках значительно раньше, чем я. Она уже сейчас, в свои неполные четверть века, уплыла в свободное плаванье без оглядки на берег  и без страха, на поиск собственной земли обетованной. О ее успехах в этом заплыве я потом отдельно напишу. Что касается сына, который школы и не нюхал даже, то он вообще беззастенчиво и бессовестно живет своей жизнью и сейчас, когда он уже вылупился из тепла родительского дома в морозную зимнюю ночь самостоятельной студенческой социализации с ее непременным принудительным общением. Если я социально мимикрировала - то он и не думает. Мне совершенно не хотелось ходить на студенческие тусовки и пить со всеми этими людьми  - но я это делала, чтобы "не выпадать из коллектива". А Ванька чихать хотел на коллектив и его мнение, а также на выпадение из оного. Он как жил по своим правилам, так и живет, как общался со своими странными хитроприобретенными друзьями, так и общается, поддерживая с одногрупниками ровные вежливые отношения и не более того - и знаете? Ему все это безобразное антисоциальное поведение второй год уже сходит с рук! Его не считают козлом, зазнайком или шизиком - все просто поняли, что он другой и что у него свой мир и - что совершенно поразительно - его за это не травят, а УВАЖАЮТ. Это фантастика! Столько слез, крови и пота я потратила на то, чтобы научиться подстраиваться под коллектив, чтобы к 50 годам узнать что под него НЕ НАДО ПОДСТРАИВАТЬСЯ! Что коллектив вполне способен тебя принять и признать, каким бы ты ни был, именно тогда, когда ты перестанешь изображать кого-то еще и просто позволишь себе быть самим собой на всю катушку.  Дорогие Ольга и Василий, этому в школе - не научишься. Этому меня научили только мои воспитанные дома в тепличных условиях дети.  Поэтому нет оснований бояться тепличных условий. Если в этих условиях происходит прорастание экзотических растений, которые принесут новые, невиданные ранее плоды, в существование которых еще 10 лет назад невозможно было поверить  - то значит, да здравствуют тепличные условия! И давайте дождемся результатов социального эксперимента, который в этих тепличных условиях сейчас вызревает. Ждать конечно долго, особенно снаружи (внутри-то что, живешь себе и живешь), но еще лет через 10-15 (мирной жизни, оговорюсь), думаю, вся эта поросль уже  массой, а не отдельными побегами, вырвется из теплиц наружу и начнет активно завоевывать себе жизненное пространство.  И вот тогда - тогда давайте снова встретимся в этой студии и закончим сегодняшний разговор.

школа, homeschooling, образование, общество, мониторинг СМИ, социум, социализация, община

Previous post Next post
Up