А сегодня - про проблемы высшего образования

Sep 05, 2018 22:53

.. которые вырастают из той же школы (которую мы с сыном успешно избежали, но теперь сын учится в этой самой высшей школе с этими самыми проблемами  и что из этого выйдет -  не совсем понятно).

Сегодня предлагаю вашему вниманию интервью с деканом экономического факультета МГУ Александром Азуаном. Блестящий анализ проблем российской  высшей школы на методологическом уровне. И рецепты лечения проблем - это какие надо рецепты  (для человека, находящегося внутри системы он очень глубоко копает). Это интервью лучше целиком прочитать, все ведь там будут, когда дети подрастут, но кому недосуг - хотя бы ключевые цитаты под катом.

Борьба системы с одаренностью
Почему в процессе образования российские учащиеся деградируют


...В начальной школе наши дети отличаются умом и сообразительностью и, по международным рейтингам, входят в первую пятерку. В средней школе мы оказываемся сразу на 26-32-м месте. С высшей школой сложнее. Наши команды, конечно, побеждают на олимпиадах, но по уровню образования в целом мы стоим ниже лидирующих стран мира, иногда дотягиваясь лишь до Испании и Южной Кореи. Эта ситуация означает, что реализовать свой потенциал мы не можем и, более того, - растрачиваем. В советское время говорили, что образование - это борьба системы с природной одаренностью человека. Так вот, наша система образования выиграла эту борьбу, одолела. Я считаю, что мы имеем дело с модельным, системным кризисом....
..Конкурентоспособность основывается на креативности, на способности двигаться вперед, невзирая на междисциплинарные границы. Начальная школа отличается от средней и высшей школы тем, что в ней нет деления на предметы. У нас и в семье нету такого, что вот этот вопрос надо задать пастору, а этот - психоаналитику. Наши родители и учителя начальной школы готовы говорить с детьми про все: про космос, про Эйнштейна, про мировую войну… Эта семейная культура выносит в начальную школу людей, у которых мир не раздроблен, они, как Михайло Ломоносов, способны перемещаться между науками. А потом - бац, - и детей помещают в узкие пеналы специальностей...

...Гаджет сформировал в наших студентах новое свойство - способность параллельно работать в нескольких режимах. Две тысячи лет люди восхищались Гаем Юлием Цезарем потому, что он умел делать три дела одновременно: говорить, писать и читать. Дмитрий Быков, точно так же умеющий делать три дела одновременно, еще вызывает восхищение, но уже не такое сильное. А в молодом поколении каждый третий - Гай Юлий Цезарь и Дмитрий Быков, и даже удивления никакого это не вызывает. Один мой студент говорит, что может одновременно гуглить что-то, общаться в соцсетях и слушать мою лекцию, но все эти три дела он делает как утка. Утка и плавает, и летает, и ходит, но и то, и другое, и третье делает плохо. Студент молодец, остроумный парень, но, к сожалению, это правда. У молодых людей утрачена способность системного понимания и в значительной степени утрачена память. Без системного мышления в мире довольно трудно жить - не важно, наукой вы занимаетесь или строите управленческую систему. И мне кажется, что для формирования системного мышления главную роль играет как раз не исследовательский университет, а liberal arts. Именно эти университеты позволяют человеку взять широкую рамку, увидеть многомерность мира, использовать ее во благо. Поэтому без многомодельности мы не справимся с цифровыми трендами....
...
То есть опять вернемся к вопросу о том, зачем надо поддерживать liberal arts, а не только исследовательские университеты. В 1930 году в СССР было принято принципиальное решение: медицинские вузы вывели из состава классических университетов. Исторически это решение было оправданно. На огромную безграмотную страну изготовить врачей по немецкому образцу «господин ученый доктор» было практически невозможно. Быстро обучить много специалистов, знающих одновременно биологию, химию, анатомию, математику и литературу, - невозможно. В царской России пробовали - не получилось, врачей катастрофически не хватало. А в советской России провели реформу медицинского образования - и получилось. Но за численный успех заплатили тем, что врач в Советском Союзе - это был, скорее, фельдшер. Человек с большим опытом в своей специальности, но не следящий за развитием науки и не видящий картины целиком. Человек, который хорошо знает только про свою сферу, а про общее устройство мира - затрудняется. Современного врача надо учить кроме, собственно, медицины еще много чему: молекулярной биологии, генетике, культуре чтения научной литературы на английском языке и - страшно сказать! - математике. Факультет фундаментальной медицины МГУ это делает, но он выпускает всего 50 человек в год. За количественный прорыв в медицинском образовании тридцатых годов мы заплатили и своей ролью в мировой медицинской науке. Пирогов, Сеченов, Павлов - продукт царского университетского медицинского образования. А замечательные врачи, которые были у нас во второй половине XX века и есть сейчас, все же не значатся среди звезд такой величины. Мы потеряли медицинскую науку. Создатель трансплантологии - забыл, к сожалению, имя (Владимир Демихов. - Русфонд) - у нас первым в мире пересадил сердце собаке (в 1946 году. - Русфонд), а потом еще 20 лет работал лаборантом, прежде чем смог защитить кандидатскую диссертацию (в 1963 году. - Русфонд). Это системная проблема. Вы не получите выдающихся достижений без системности. В этом сила университетов liberal arts.

Примечание мое: университеты  liberal arts - это учебные заведения, в которых формируют мировоззрение, взгляды и ценности, а не "учат профессии". Человек, владеющий liberal arts, может быть успешен в любой профессиональной области. Это не "специалист, подобный флюсу", а человек, способный увидеть себя и реализовать свои потенциалы сразу во многих сферах - за счет того, что человек видит связи между этими сферами и понимает, как применять свои навыки в каждой из них.  Александр Бородин, к примеру, был великим композитором, писал симфонии и оперы и при этом  работал адьюнкт-профессором, а затем и академиком в Медико-хирургической академии.  А еще и в Лесной академии. И переводами профессионально занимался (подрабатывал этим ремеслом). Сейчас вы можете себе такого "специалиста" представить? Откуда он такой взялся? Вы не поверите - Бородин, будучи бастардом знатного рода, получал... семейное образование. Музыкой и химией он с детства заболел. И тем и другим занимался дома с помощью учителей, которых ему приглашали родители. Гимназический курс сдал экстерном. Долго рвался между музыкой и химией и все-таки выбрал химию - блестяще закончил университет и стал профессором, сделавшим несколько научных открытий в этой области. Ну и еще "Князя Игоря" написал. Такие дела.

homeschooling, высшее образование, образование

Previous post Next post
Up