Я даже не подозревала, что моя невинная ссылка на Быкова обернется
такой плотной дискуссией "о смысле жизни" в стиле старого ЖЖ. Но раз эта тема так актуальна (что подтверждается количеством и величиной комментариев), тогда имеет смысл продолжить и развить собственную мысль, не ограничиваясь простым "да-да, я тоже так считаю".
Итак, почему я тоже считаю, что современное образование не просто регрессивно и с каждым годом все менее человечно (гуманитарно), а в полном смысле слова образованием не является? Почему я считаю, что образование в _любой_ из предыдущих эпох развития человечества, включая палеолит, было более качественным, чем сейчас?
По одной простой причине: тогда важность этого образования (в чем бы она не заключалась - в умении привязывать грубо обтесанные куски кремния в палкам, добывать огонь трением или рисовать охрой на стенах сцены охоты на мамонта - или в умении рассуждать на латыни о ангелах на кончике иглы, вычислять траектории планет или пробовать на себе новую только что разработанную сыворотку от очередной смертельной болезни) не подвергалась сомнению ни самим обучающимся, ни сообществом, данное обучение практикующим. И выражалось эта важность в простой формуле "Учись, сынок (дочка) - от тебя все зависит". И ведь зависело, да. И простое физическое выживание, и передача конкретного навыка по цепочке поколений, и фиксация уникальной, только тебе данной, информации, позволяющей уже не только тебе, твоим прямым потомкам или твоему сообществу выжить и выиграть в конкурентной борьбе, но всему человечеству с усилием подняться на новую ступеньку развития. Это и порождало огромную, ни с чем сейчас не сравнимую мотивацию к учебе ( в чем бы она ни заключалась). Каждый человек знал, что он на своем месте, овладевая любым объемом знаний, умений и навыков, не просто важен - а как правило незаменим. Незаменим на охоте, на поле, в доме, в мастерской, в лавке, в военном строю, на корабле, а лаборатории, на троне, у алтаря... Если не он, то кто? Вот эта несомненная и бесспорная важность не количества, а качества человеческого материала, важность и значимость каждого человека на любом месте социальной лестницы и в любой точке исторического процесса и создавала огромную и неоспоримую мотивацию к учебе людей прошлого вообще и детей в частности. Я не отрицаю наличие у людей и детей прошлого обычных человеческих пороков - лености, легкомыслия, тупости, злонамеренности, в конце концов. Разумеется они были, как были и люди, категорически не желающие ничему учиться - но, поскольку те времена были безжалостны к такого рода особенностям поведения, подобный человеческий материал, как правило, выбраковывался и ликвидировался. А те, кто выживали - овладевали доступным им куском знаний со всем усердием, на которое были способны, ибо прекрасно понимали (косясь на могилу выпилившегося или выпиленного нерадивого соседа), что это просто-напросто вопрос жизни и смерти (в том числе жизни и смерти вечной). Именно этим объясняются феноменальные способности наших предков к развитию своих физических и умственных способностей (когда-то держать в уме содержание "Илиады" было нормой среди образованных людей, сейчас по пальцам рук можно пересчитать людей, знающих наизусть несколько строк из этой поэмы; ну а умение первобытных охотников читать следы, выслеживать и добывать дичь практически голыми руками до сих пор изумляет до зубов вооруженных всевозможной техникой натуралистов и антропологов).
Что касается нашего современного общества, то в нем этот универсальный мотиватор предшествующих поколений не работает. Каждый современный ребенок, отправляемый в первый раз в первый класс, прекрасно знает, что от него не зависит ничего. Будет он учиться на двойки, на пятерки или вообще не будет - от этого ни в мире, ни в его собственной семье или собственной жизни ничего по-настоящему важного, подлинно катастрофичного или прорывного не произойдет. Никто от этого не умрет и не спасет мир, грубо говоря. Ты просто получишь аттестат с большими или меньшими баллами или не получишь вообще никакого (что тоже не смертельно). Но даже максимальные оценки в аттестате не сделают тебя более важным для твоего сообщества (твоей страны), чем твой сосед с минимальным аттестатом или вовсе без него. И даже не гарантирует тебе более высокую зарплату и более высокое положение на социальной лестнице. И все. Потеряв эту универсальную мотивацию, современные люди перестали ценить образование. Как ни парадоксально, во многом образование обесценила его обязательность и общедоступность. Чтобы быть ценностью, подлинное образование должно быть доступно немногим. Доступное всем, образование профанируется и утрачивает всякую привлекательность.
Это мое наблюдение. разумеется, не новость и вообще скорее изречение капитана очевидность. Продвинутые взрослые и родители в особенности уже давно уловили эту тенденцию, закусили удила и кинулись искать для себя или для своих чад максимально узкую и элитарную нишу в образовании и деятельности глобального общества, где они могут пока еще чувствовать себя хоть сколько-то значимыми и хоть как-нибудь востребованными.Лично я забила на это давным-давно. Мой выбор был совершенно иным - найти такое сообщество людей, для которого другие люди, их качество, а не количество, продолжает оставаться ценностью. Дальше начать жить с этими людьми общинной жизнью, в том числе и воспитывать вместе с ними детей - каждый из которых уникальная драгоценность, в развитии способностей которого все члены такого сообщества заинтересованы не менее кровно, чем члены любого из органических сообществ прошлого. И все. И весь секрет. Чтобы повысить качество образования на порядок. достаточно осознать ценность каждого конкретного человека не на словах, а на деле - а для этого нужно, чтобы этот человек стал членом не глобального социума, а маленького локального сообщества, где каждый человек на перечет и каждая его способность - на вес золота. Причем такое маленькое сообщество может жить в центре глобального социума, а не на необитаемом острове. Например, это может быть христианская община. Или сообщество семей. Или даже просто компания друзей-единомышленников, занятых какой-то общей деятельностью. Где бы и с какими бы целями такое естественное органическое сообщество дорожащих друг другом людей ни возникало - качество образования детей внутри такого сообщества будет выше всеобщего обязательного (при условии, если это образование хоть сколько-нибудь специфично и нацелено на поддержание ценностей самого этого сообщества, а не будет распыляться в окружающем безвоздушном пространстве). Я сейчас говорю не как теоретик, а как практик, вырастивший своих детей в подобном сообществе, и помогающий теперь выращивать детей и в том же самом, и в новых сообществах, которые в последние годы, благодарение Богу, начали расти вокруг как грибы. И я прекрасно вижу, чем отличаются дети, выращенные в таких органических сообществах, и дети, выращенные "на конвейерах" ( в том числе элитарных). Не тем, что они достигают особого духовного совершенства ( первородному греху подвержены все одинаково, просто не все об этом знают и относятся к этому знанию всерьез), и не тем, что имеют IQ 190, суперспособности X-Mens или хотя бы какие-то уникальные скиллы (хотя и это возможно, конечно) - а тем, что они знают и чувствуют свою безусловнную ВАЖНОСТЬ и абсолютную НЕОБХОДИМОСТЬ для окружающих их людей. И все. Этого достаточно, чтоб жизнь - и индивидуальная, и общественная - наполнилась смыслом, и колеса истории, в которую они начинают чувствовать свою включенность, завертелись вновь.