Чтобы закрыть уже футбольную тему на какое-то разумное время, расскажу о том, откуда она вообще взялась в моем блоге, я ведь раньше ни в чем подобном замечена не была. Так вот, взялась она у меня тут в связи с фильмом "Тренер" Данилы Козловского, а вовсе не потому, что я тоже поддалась модному поветрию (хотя и это тоже. но не суть). Суть в том, что я словила этот "вирус" гораздо раньше.
Я посмотрела фильм "Тренер" случайно, будучи в конце апреля в Москве и пережидая время до поезда. Никаких других подходящих сеанов не было, и я пошла на этот фильм, хотя ровным счетом ничего от футбольной драмы Козловского не ждала. А в результате почти 2 часа просидела почти не дыша и с открытым ртом.И вышла счастливая как ребенок после парка аттракционов - накатавшись на лошадках и с сахарным петушком на палочке.
И нет, не потому что в фильме какая-то крутая интрига. Нет, интрига избитая - проштрафившаяся футбольная звезда ссылается в заштатный клуб на реабилитацию. Начинает тренировать хронических циников и неуачников и делает из них сильнйшую команду страны. В конце все счастливы, поют и пляшут. А, да: еще зарвавшийся гордец оказывается в глубине души хорошим парнем, любящим футбол не за деньги, а за то, что он - футбол, и его за это ждет заслуженный приз героя - большая и красивая любовь. Банально? Банально. В спортивных драмах все это было 100500 раз. Скучно? Вот ни разу не скучно. Нет, наверное скучно будет тем, кто такие драмы вообще не переваривает (я-то как раз к таким не отношусь, я и про футбол, и про бокс, и про единоборства, и про гонки люблю засмотреть хорошую драму). Нескучно снято - бытовые сцены хуже конечно (любовная сцена главных героев вообще уг), а вот тренировки, матчи, заматчевая фактура в раздевалках, службках и коридорах спорткомплексов - очень на уровне. Нескучно сыграно - и Козловский, и другие отечественные актеры, обычно посредственно играющие в посредственных фильмах посредственных персонажей, вдруг раскрылись - и задышали, и зажили. И сценарий, при всей свой предсказуемости от первой до последней сцены - совершенно не скучно написан! Он честный - в нем откровенно проговаривается все то, что мы обычно говорим про плохие матчи наших фтболистов: договорняк, слили, дохлые, жиробасы не шевелящие ногами и за 20 миллионов в месяц не способные попасть по мячику...Козловский, похоже, собрал все свои собственны эмоции за собственную историю болельщика и вложил в этот фильм. И все вложили. Но стоящим фильм получился не поэтому - нет-нет!!! Если бы Козловский ограничился "вскрытием изнанки футбола" и сцеживанием яда в баночку - это не был бы хороший фильм. Хорошим он стал потому, что целью Козловского было, судя по всему. проанализировать футбол как культурный феномен, вскрыть его суть и смысл. На протяжении всего фильма разбираются две основные идеи, связанные с футболом - что он "никому не нужен" (прагматики) и что он - "просто игра, иди и играй" (профессионалы). Но Козловский всю дорогу проводит свою идею, которая собственно и делает фильм хорошим - то что футбол нужен в первую очередь людям, забывшим том, что такое радость и вера в себя и в других. Людям, погрязшим в прагматике, страхах, комплексах, цинизме и безнадежности. И он показал, что настоящий, честный футбол может с такими людьми делать. С игроками, болельщиками, администраторами, чиновниками. Как вдруг все они вдруг в какой-то момент под влиянием футбола сбрасывают свою обычную броню и превращаются в живых, юных и прекрасных людей, объединенных всем лучшим, что в них есть. Да, это ненадолго, да, это минуты. Но тем выше ценность этих минут.
И это именно благодаря посылу Козловского я поехала болеть с отцом на дачу, а не потому что я ах какой болельщик. Просто я ему поверила - и не прогадала ничуть, я получила ровно все то, что он пообещал в своей незамысловатой, в целом, истории. Я снова вернулась в 1985 год, когда я вместе с папой и его друзьями, или без папы, но со своими друзьями сидела на трибуне на снесенном ныне стадионе имени Кирова и самозабвенно орала "Зенит-чемпион", и когда у меня не было большего горя или радости, чем проигрыш или выигрыш любимой команды. А потом наступило совсем другое время, когда мне стало не до футбола, я надолго стала "женщиной трудной судьбы", занятой исключительно выживанием - сперва собственным, а потом еще и выживанием детей. И думаю, что не только мне. Всей стране надолго стало не до футбола - включая самих футболистов, как это ни парадоксально. Я понимаю, что ни клубы, ни фанаты никуда не девались, что они по-своему развивались, но что-то важное, настоящее из российского футбола исчезло и вместо этого пришли новости про купание в ваннах с шампанским и прочие дикие выходки спортсменов после самых позорных проигрышей, на которых они сжигали те самые десятки и сотни миллионов, потом и кровью заработанные нами с вами. Имнно потому, как мне кажется, что забыли про то, что такое футбол. Это было настолько обидно, что казалось, футбол в России в самом деле стал "выжженной землей". Такое действительно сложно прощать. Это было не просто предательство футбола. Это было предательство себя и всех нас. И мне кажется, что Козловскийс снял этот фильм, прекрасно понимая все эти расклады и надеясь, вероятно, разве что на чудо. Потому что понятно, что фильм не претендует ни на какие оскары и кинотавры. Это просто магия, чистое шаманство. Пациент (все мы) либо скорее мертв, чем жив, либо скорее жив, чем мертв. И вы не представляете, как я рада, что справедливо - последнее.
Во мне лично этот фильм пробудил собственного внутреннего ребенка, которыйс восторгом и самозабвением играл когда-то во дворе в буйные командные игры и который был счастлив и горд, восседая на трибуне стадиона рядом с отцом, гордым своим ребенком. Этот ребенок проснулся тогда. в конце апреля, и с тех пор уже не засыпал. А эти недели для него были просто именины сердца. Мы с отцом за эти недели стали так близки, как давно уже не. И мне кажется, именно это случилось со всей нашей страной. Это чемпионат разбудил и выпустил на свободу наших запертых в кладовках повседневности внутренних детей и дал им редкий шанс наиграться вволю. И это, на мой взгляд, хороший знак: человек, в котором жив внутренний ребенок - здоровый человек со здоровой психикой. То, что я пережила за этот месяц, показало мне, что я наконец-то здорова, что я моя психика наконец-то переработала шок и травмы последних 25 лет и, надеюсь, назад туда, в этот холодный зловонный подвал, я больше не вернусь. Никогда. Я очень на это надеюсь. Дай Господи. А то, что случилось за этот же месяц со всей страной, дает надежду на то, что это случилось не только со мной. Что это наконец случилось - со всеми нами.