О тезисе "ребенок никому не должен"

Jun 19, 2018 13:20

В принципе я равнодушна к Драгунскому, но вот эта статья почти хорошаяи я с ней почти согласна:

Феномен педолатрии: 11 тезисов о родительстве

Я ее всю не буду комментировать, только два из 11 тезисов. С одним я полностью согласна, с другим - полностью несогласна.

Родительство превращается в весьма дорогостоящий и громоздкий, но при этом почти бессмысленный проект. Почему бессмысленный? Потому что и родителям, и детям уже два или три десятка лет втолковывают, что ребенок никому ничего не должен. Не только материально не должен помогать родителям, но и эмоционально поддерживать - не должен тоже. Возникает миф о т.н. «токсичных родителях» - то есть тех, от которых надо бежать, предварительно использовав их на всю катушку.

Тезис «ребенок никому не должен» очень опасен для общества. Ребенок - это будущий взрослый. Например, научившись в детстве французскому языку, он сохраняет этот навык на всю жизнь. И навык «я никому не должен» - сохраняет тоже.

Я больше скажу, уважаемые. Тезис "ребенок никому не должен" - это просто ложь. Мерзкая, наглая и опасная в первую очередь для самого же ребенка. Ребенку нужно чувствовать себя в долгу перед теми, кто о нем заботится. Только этому долгу учат не постоянные попреки, тяжкие вздохи и бормотание за спиной про "сладок кус не доедала" и про "сдохну в доме престарелых". Если вы будете выполнять свой собственный долг перед этим миром - честно, ответственно и не жалуясь на трудности - то ребенок будет делать то же самое. Просто потому что он во всем подражает взрослым. Ребенку важно понимать, что все его усилия - не прах, не тлен, не бессмыслица и не компульсивное поведение полураба-полуробота. Ему важно понимать, что быть должным - это просто достойная благородного человека позиция. Долг заботиться о тех, кто слабее тебя - это долг сильного и благородного человека. Когда мы говорим ребенку "ты никому ничего не должен" - мы одновременно нагло обманываем его, чтоб оправдать себя самих (не чувствующих долга перед ним) и  в то же время обрекаем на слабость и  подлое ничтожество. Большая часть современных людей, эмансипированных от долга и обязанностей по отношению друг к другу и  тем кто слабее - просто трусы и ничтожества, не способные думать о чем-либо, кроме себя самих. И да, это окно Овертона открыла "Декларация прав ребенка".

Дети, конечно же, не просили их рожать. Но и родители рожают детей не «для себя». Для чего же и для кого? А ни для чего и ни для кого. Для чего и для кого наступает зима, а потом весна? Для чего светит солнце, а потом приходит ночь? Таков порядок жизни: человек рождается, растет, учится, получает специальность, вступает в брак, работает, рожает и растит детей. Да, бывают исключения, порой очень яркие. Но они составляют не более одного процента. 99% землян живут именно так, как описано выше.

Поэтому обоюдные упреки: «Я тебя родила» и «Я не просил меня рожать» смешны и бессмысленны, как бунт против смены времен года.

Вот с этим тезисом не согласна полностью - ни по форме. ни по содержанию.  Дети могут рождаться "ни для чего", это горькая правда (мама не сделала аборт вовремя, а потом пбоялась). Но по истине, по Божьему замыслу - это совершенно не так!  Это крайне деморализующее утверждение.. Ни для чего и ни для кого? Простите, а вам бы хотелось появиться на свет ни для чего и ни для кого? Думаю что нет - иначе вся мировая культура не изобиловала бы сюжетами о избранных  и спасителях мира, а также о сиротах, все на свете отдающих за странную прихоть узнать кем были его или ее родители. Нет. Детям нужно говорить о том, что  вы родили их для себя - потому что не могли без них жить, не могли обходиться без них. Я любила и люблю до сих пор рассказывать детям, как сильно я их хотела. "Истошно хотела" - это мое собственное определение. Я люблю рассказывать им мелкие подробности того, как я их вынашивала - сперва в мыслях, потом в чреве, как проходили роды, как я отреагировала на их появление. Как я сидела с новорожденной Лизкой на руках, и, слабоумно улыбаясь,  пялилась на ее крошечное личико и мгновенье остановилось  - оно было прекрасно, как лицо моей спящей дочери. Как мне положили на живот мокрого Ваньку и он тихо рычал, как маленький медведь - и он был такой же мохнатый (у него все плечи и спина были покрыты умилительным черным пушком). Эти мгновения я буду вспоминать перед смертью - это самые прекрасные мои воспоминания. И я не боюсь сказать, что родила своих детей для себя - для того, чтобы пережить эти мгновения, чтобы они (дети) у меня были и чтобы я (мама) была у них. (Замечу в скобках что Лиза мне неоднократно выражала восхищение именно  тем, что я так восторженно всегда рассказываю о их появлянии на свет, что у нее никогда не было никакого сомнения в том, что она - желанный ребенок. И рассказывала грустные истории своих близких друзей и знакомых, которые не были желанными детьми и поэтому постоянно балансировали на грани суицида).
И это не все, это только начало. В первую очередь надо говорить детям, что они были нужны вам, что без них вам было ужасно плохо, тяжко и одиноко (в моем случае это полностью соответствует действительности). И маленькому ребенку этого достаточно. Ему очень важно быть уверенным в том, что родители нуждаются в нем так же, как  он нуждается в родителях, что их зависиморсть - обоюдная А подросткам  нужно говорить, что они родились потому, что необходимы в этом мире. Потому что без них мир был бы другим: менее ярким, менее смешным, менее трогательным. И еще, конечно, ваш ребенок. а потом подросток, а потом -молодой человек родился для того, чтобы помочь вам спасти этот мир. Потому что КАЖДЫЙ человек рождается с этой миссией. Другое дело что почти никто ее не выполняет - но некоторые просто потому, что им об этом никто никогда не говорил.

P. S. Думаю, лишнее говорить о том, что для воспитанных таким образом детей нет ничего странного в идее о том, чтобы содержать своих родителей тогда, когда они станут старыми и беспомощными. Именно долг позаботиться о родителях в их старости уравнивает маленького ребенка со взрослым. Если этого нет - взрослый для малыша сверхчеловек, изрекающий совершенно непонятные  сверхчеловеческие требования - стараться, стремиться, учиться, добиваться. Зачем? А вот если  взрослый рассказывает малышу о том, что когда-нибудь он станет слабым  и маленьким, а сегодняшний малыш - большим и сильным, и будет завязывать ему шнурки, кормить с ложечки и читать перед сном - это непостижимым образом уравнивает их обоих перед лицом вечности. Да, я маленький и слабый сейчас - а мама и папа будут маленькие и слабые потом. И я должен вырасти и стать сильным и умным для того, чтобы позаботиться о них тогда, как они заботятся обо мне сейчас. Мне кажется, лучшего мотиватора и объяснителя и одновременно - универсального уравнителя, чем эта модель -  для ребенка просто не существует. Государственная пенсия по возрасту расправилась с этой моделью, вычеркнув ее из сознания современных людей. Она освободила  детей от  долга и  необходимости заботиться о своих родителях - а родителей от долга и необходимости заботиться о детях (а государство, чтоб компенсировать  это, создало, в свою очередь, целую машину принуждения детей к росту, а родителей к заботе о детях).  Так мы получили на выходе современное общество не зависящих друг от друга индивидуумов, никому ничего не должных, и при этом парадоксальным образом ощущающих себя совершенно несвободными и тяжко угнетенными.

поиск смысла, семья, социум, психология, социализация, педагогика, дети

Previous post Next post
Up