"Коммерсант" про школьный буллинг

Mar 22, 2018 21:56

Хорошая статья. Много интересных данных, цифр, примеров. Таких, к примеру:

Ни разу не чувствовали себя в роли жертвы за последний месяц в школе 33%, то есть лишь треть опрошенных. Ни разу не выступали инициаторами травли меньше половины школьников (41%).

Не знаю,  как были получены эти цифры, но по моим собственным ощущением они близки к реальности.

Очень яркое интервью с матерью подростка-жертвы травли. Ее вывод таков:

Этот опыт и для меня оказался полезным. Я теперь знаю, что нужно вмешиваться сразу. Как только видите, что вашему ребенку некомфортно, что ему не хочется идти в школу, хотя раньше шел с удовольствием, реагируйте, выясняйте причину. Сейчас у родителей масса возможностей. В конце концов никто не мешает вам перевести его в другую школу. И не надо бояться, что после вашего вмешательства станет только хуже. Хуже, чем когда вашего ребенка системно травят, не будет.

И неизбежная Петрановская в конце дает свой анализ:

На мой взгляд, есть три предпосылки травли в школьном коллективе или какой-то детской группе. Она возникает там, где:
- дети объединены насильственно; это может быть лагерь с отрядами, школа с классами, то есть дети не сами выбирают, с кем им быть в одной группе;

- нет конструктивной позитивной увлекательной для детей деятельности, общих целей и достижений;

- взрослый, учитель, который в силу своих профессиональных обязанностей, должен возглавлять эту группу, устраняется от роли лидера, наставника, не взял на себя ответственность за климат в группе.

Вывод Петрановской предсказуем: надо больше вкладывать в психологическую подготовку учителей. Ну да, хорошо бы, чтобы они сами понимали, что школьные классы есть место принудительного  пребывания детей со всеми прочими стигмами мест лишения свободы. Не знаю правда,  как это им поможет. Не каждому учителю будет комфортно в роли фактически надзирателя.

Что же до  "должен возглавлять эту группу" - у меня есть такой опыт. В молодости, в пионерском лагере "Меридиан", где я проходила педпрактику 2 лета подряд. И да, мы с подругой превратили свой отряд, состоящий наполовину из трудных подростков, в группу фанатичных поклонников себя. Мы сделали им крутую программу и не давали им (и себе) почти никакого личного времени - соответственно, заниматься буллингом и прочими художествами типа курения и тисканья в кустах им стало тупо некогда. К концу смены все наши трудные подростки хором пели песни в орлятском кругу, браво маршировали на конкурсах строя и песни и зажигали на театральных представлениях и ролевых играх. Какой ценой? Во-первых, полного нервного истощения вожатых. К концу 2 смены я была  выжатым лимоном и видеть не могла ни лагерь, ни детей, которые, наоборот, привязывались к нам больше, чем к родителям: по ощущениям, да и по факту тоже, они готовы были сбежать от них к нам  с родительских дней по первому нашему свистку, а также готовы были и в городе бегать за нами босоногой стайкой. Но я это пресекла решительно, порвав все связи - раз и навсегда. Никаких городов мастеров и орлятских кругов. Только реальность. Только хардкор. Вот только 20-40 приемных подростков мне не хватало в жизни для полного счастья.
Так что нет, мой вывод иной: не нужно помещать детей в случайные группы принудительным образом. Вот и вся психология.

мониторинг СМИ, школа, психология, психоложество

Previous post Next post
Up