Девочкам и мальчикам, а также их родителям посвящается

Dec 13, 2017 16:25

Вчера  в топ ЖЖ вышла неплохая статья о воспитании в мальчиках мужских качеств на примере рассказов Носова:

Как в мальчиках воспитывается мужественность?

Конечно, статья не дает ответа на столь  масштабный вопрос, но интересные наблюдения и правильно сделанные на их основе выводы  в ней определенно есть, почитать стоит. Главным образом я согласна с посылкой, что важным моментом мужественности является не физическая сила и даже не интеллект как таковые, а некое полезное занудство: умение и готовность последовательно, уперто и в чем-то рутинно отстаивать свою точку зрения и добиваться определенной заранее цели. Не знаю, все ли с этим согласятся, но я, вырастив такого вот маленького зануду в зануду выше меня ростом, упорно прущего к своей цели бодрой мамонтовой рысью, согласна полностью. Однако я хочу сейчас поговорить не столько  о мальчиках и их воспитании (хотя об этом тоже можно), сколько о девочках и их воспитании. Просто потому что это не в пример сложнее.

Нет, я не говорю, что воспитать мальчика - это просто. Это ужасно сложно. Но если вы меня спросите, какой вопрос сложнее, чем воспитание мальчика - я отвечу: воспитание девочки. С мальчиками все ужасно нелегко, но есть разного рода подсказки в виде хотя бы кучи детской и приключенческой литературы, написанной подросшими мальчиками о  том, как они были маленькими мальчиками. А вот историй про маленьких девочек, написанных не мужчинами, а женщинами на основе собственных воспоминаний, не так много.  Есть, конечно, такие тексты, и в советской литературе их, в общем-то, немало - и "Дорога уходит вдаль", и "Динка", и "Дикая собака Динго" (знаю, автор - мужчина, но не суть), и та же "Четвертая высота" про Гулю Королеву, но все это, конечно, меркнет рядом с целыми библиотеками, написанными мужчинами и женщинами о мальчиках, подростках, юношах и мужчинах. Поэтому  в редких книгах, которые все-таки могут помочь, важно не количество информации, а ее качество, те немногие крупицы, по которым все-таки можно восстановить хоть сколько-нибудь целостный образ девочки, девушки, женщины. Гендерные исследования и последовавший за ним  вал "женской" литературы, на мой взгляд, мало что прояснили, а может и еще больше все запутали. Во всяком случае, ответа на вопрос "Как в  девочке воспитывать женственность?" я там не нашла, может кто нашел - подскажите.

К чему это я? А к тому, что  в том же журнале я наткнулась на другую небезынтересную статью, по поводу одного из популярнейших в русской культуре литературных персонажей-девочек, написанных  мужчинами  - по поводу Мальвины:

Любите загадочные истории?

Текст статьи взят без ссылки из этого журнала, другие интересные детали можно узнать тут. На самом деле, это только вершина айсберга, которым является сюжет "Буратино", потому что нам в институте, например, было рассказано о том, что  сюжет "детской" сказки является аллегорическим изображением всего периода "Серебряного века" в русской литературе (ну не всей, так изрядной части): что  Буратино - сам Толстой, что Мальвина, Пьеро и Арлекин - это, на самом деле, любовный треугольник Блок-Белый-Менделеева; что Лиса Алиса и Кот Базилио - это Гиппиус и Мережковский, а Карабас-Барабас -  Мейерхольд и т.д. и т.п. На самом деле, эти дополнительные аллюзии не важны ничем, кроме отсылки к Любови Дмитриевне Менделеевой-Блок, которую, как известно, поэты-символисты считали земным воплощением "Вечной женственности".  Это для нее ничем хорошим, конечно, не кончилось, вся жизнь бедной женщины из-за этого стала  цепью бесконечных и бессмысленных  страданий, но не в этом суть. Суть в том, что сказка Толстого очень подходит для старта размышлений в нужном направлении.

Итак, внимание - вопрос: как в  девочке воспитывать женственность? Надо ли ее воспитывать вообще - может, она сама прорежется? Какие занятия, игры, книги, фильмы важны? На какие примеры из жизни/искусства/мифологии имеет смысл опираться? Чего следует избегать? К чему стремиться? Как видите, тут не один вопрос, а целый мешок, и это я только разогреваюсь. Поэтому отвечать можно на любой (любые) и в любом порядке, а можно  вообще свои вопрос задать и ответить на него. Про мальчиков можно тоже, но скорее для контраста, мы о них лучше потом отдельно поговорим. Опять-таки, как в случае флэш-моба по куклам, буду рада любым ответам!

мужчина и женщина, девочковое, литература, мальчиковое, гендерное воспитание

Previous post Next post
Up