Про урок литературы в школе

Jun 09, 2017 16:49

Навеяно этим текстом.

Я считаю куда жестче:

Read more... )

учеба, школа, мысли вслух

Leave a comment

asakura_sama June 9 2017, 16:19:05 UTC
И в Вас нашел отклик этот текст))) Моя старшая сейчас только начала вникать в содержание русской классики, и ей тоже 23 года. И опыт европейской и американской классики помогает сейчас, там тоже не вся литература развлекательна. А у ж голландская программа- это "мозги- кишки наружу", как она говоиит, периодически приходит к домашним полкам и отдыхает на Достоевском. Кто бы мог подумать...отдыхает. Муж Достоевского вычитал и понял в возрасте уже хорошо за тридцать. Ему даже в музее- квартире писателя дали скидку за энтузиазм)))
Я школу закончила в 15 лет, и все толстевские пришлись на мои 13-14. Помню только, что не писала ни одного сочинения- разбора.. не знаю, как. У нас тогда была волна новых литературных открытий, и внимание учителей было ослаблено. В выпускном был Маяковский.

Reply

digital_geda June 9 2017, 17:12:22 UTC
Текст очень жизненный и правдивый. В европейской и американской литературе своей жести хватает, это несомненно, особенно если читать Гоголя и Достовского вперемежку с Диккенсом и Бальзаком, например. А Толстой и "Война и мир" у меня шли всегда в параллели не с Гюго, как у Быкова (тот все-таки законченный романтик), а, как это ни забавно, с "Унесенными ветром" Маргарет Митчелл.

Я Достоевского сильно любила в возрасте 16-18 лет. Тогда его надрывный психологизм был мне близок, он у меня был любимым писателем (после Пушкина с Шекспиром). Потом любовь как-то прошла на фоне католического мистицизма Толкина. А сейчас с Лизой позанималась Достоевским и, кажется, буду все перечитывать,время пришло. После современных детективов интеллектуальная дуэль Порфирия Петровича и Раскольникова показалась удивительно современной и немеркнуще свежей.

Reply

asakura_sama June 9 2017, 17:18:53 UTC
Немного трудно читать все это медленно, нарочито неспешно разворачивая кадры.

Мне нужно было раньше увидеть побыстреее" чтожедальше", а сейчас нет такой потребности завершить картинку, пусть она разворачивается, в этом отдельная прелесть.

А кстати, занятный вопрос: что мог писатель читать из зарубежной литературы того времени, о чем он мог думать, с кем вел полемику?

Reply

digital_geda June 9 2017, 17:54:36 UTC
Да, умение входить в другой "хронотоп" - или темпоритм? тоже не то, что можно сформировать в школе за 45 минут для 30 учеников, которые ничего длиннее постов ВКонтактике не читают и ничего сложнее комментариев к ним же не пишут ( ... )

Reply

asakura_sama June 10 2017, 05:29:50 UTC
Мне вот эти праллели очень нравятся.
Часто в текстах бывают отсылки к произведениям, которые обсуждались , какая- то полемика , которая сейчас непонятна без фоновых знаний того времени.
Об этом никогда не говорят на уроках литературы, некогда.
Немножко я нашла у Граник, в биографиях. Вне школы литература интереснее, живее получается, и без жестких обязательств.

Reply

digital_geda June 10 2017, 08:24:52 UTC
Так в том-то и дело, что в школе некогда и незачем - там надо дать программу. от сих до сих и все. Это не нужно ни школе, ни детям - любая попытка предложить им почитать что-то помимо предложенного в учебнике минимума принималась в штыки. А как с ними говорить о том, в чем Петруша Гринев и Пугачев похожи или не похожи на рыцаря Айвенго и Робин Гуда, а Онегин с Татьяной - на мистера Дарси и Элизабет Беннет (я наверху ошиблась, не Бронте а Остин, конечно, сейчас уже не исправить ошибку), если большая часть класса не читала и не будет читать ни "Айвенго", ни "Гордость и предубеждение"? Дома другое дело, дома мы все эти параллели неторопливо разобрали и получили огромное удовольствие от всех произведений.

Reply

asakura_sama June 10 2017, 08:33:37 UTC
Все больше возникает недоумения: зачем я отдаю ребенка в школу, да еще так надолго, как тут требуют. Достаточно двух- трех часов занятий там: " наблатыкаться" по плану и написать тесты. Посмотретьна нормы, требования. Как бы все. Чтобы экзамены сдать.
Иначе получается, что все время разговариваешь с усталым и рассеянным человеком, которому " уже хватит".
Все равно, в основном занятия проходят дома, школа дает только контур, в котором надо заполнить почти все. Еще кричат и затыкают... какая там литература(((

Reply

digital_geda June 10 2017, 08:44:16 UTC
Иногда бывает, что просто нет выхода:(( Мне вот тоже придется в ближайшие годы возвращаться в профессию, судя по всему, так что все эти рассуждения для меня очень актуальны.
И да, готовьтесь к тому, что школа, разумеется, не научит вашего ребенка. Научите его только Вы сами, массовая школа разве что проконтролирует, насколько хорошо Вы это сделали и, в лучшем случае, подкорректирует результаты, а немассовая дорога и недоступна. Впрочем, что я говорю, Вы сами все это знаете прекрасно, я читаю Ваш журнал и в курсе истории с Вашей дочкой.

Reply

asakura_sama June 10 2017, 08:55:48 UTC
Вот у меня немассовая школа, которая изо всех своих дурных сил прикидывается массовой.
Представьте себе, сколько всего можно сделать когда у тебя в классе 2-4 -6 учеников!
Когда есть вокруг ВСЕ, буквально все. Денег и времени достаточно. Дети умные и из приличных семей.
Нет, будет тщательная имитация массовой деревенской школы. Чтоб " легче вписаться" по возвращении.
То же самое с международной школой, у которой нет привязки ни к каким национальным куррикулумам. Флаг же в руки! Нет. Будем маниакально придуриваться. Хотя, был какой- то период просветленных бесед и чтений. Но только с одним учителем, помешанным на аболиционизме. Все))) , остальное по схеме. У меня старшая дочь тогда стала сама писать, участвовать в международных конкурсах и дебатах. Потом все это сжалось до " эссе" на правильную тему.

Reply

digital_geda June 10 2017, 09:02:13 UTC
Ну надо же. Значит, все даже хуже, чем я представляла себе. Да. "эссе на тему в 5 абзацев" или столько-то слов - это максимально высокая цель, которую ставят перед собой сейчас как учителя, так и ученики, остальное от лукавого.

Reply

asakura_sama June 10 2017, 09:19:19 UTC
Экзамен куда угодно требует эссе.
Просят написать на животрепещущую тему: "у молодых людей есть проблемы, но государство не хочет их решать. Обозначьте проблемы и дайте рекомендации". Это университетский уровень.
Или надо рассмотреть проблему парниковых газов и проанализировать решения.
Пишу про очевидные нестыковки в теме. Мне: это не то, что надо, у вас статья, а надо эссе!
Досвидания. Все в рамочке)))
Так же в рамочках и заготовках литературный анализ. Американцы вообще все пронумеровали, сделали пограмму из 600 заготовок. Темплейтс. LIteracy design templates.
Осталось вписать в схему актуальное название произведения, шаблонные слова. На шаблонах - worksheets- же в основном учат.
Вообще красотища. У наших японцев тоже шаблончики. Главное- как оформить работу. Второе- схема абзацев. Третье- объем и связность ( слова- связки). А содержание не оценивается, не обсуждается так как это " мнение".

Reply

digital_geda June 10 2017, 09:50:00 UTC
Ну да, собственно идея выпускного сочинения и сочинения в ЕГЭ по русскому языку явно позаимствована из этих самых американских программ.

Reply


Leave a comment

Up