О трудностях, катастрофах, силе, воле и семейном образовании

Oct 10, 2015 14:08

В очередном посте Марины Комиссаровой-Эволюции сегодня открыла прекрасное описание того процесса, который сейчас происходит в сфере домашнего образования (хотя пост, разумеется, вовсе не о том).

Цитирую:

Людям напрасно кажется, что трудности делают людей слабыми, а комфорт делает их сильней, поэтому они стараются дать близким, особенно детям, как можно больше комфорта.
Это такое представление, что человек,  как нежный цветок нуждается в идеальных условиях, а если его вовремя не полить и не закрыть от вредителей и ветра, он станет слабым и захачнет.

От слишком агрессивных вредителей, полной засухи и страшного ветра человек действительно может зачахнуть. Поэтому давать близким минимум необходимого им комфорта важно.

Но давайте посмотрим на цветок. Если положить его в воду, он сгниет, если сделать почву для него слишком мягкой и нежной, корни его не станут крепкими, он погибнет. Избыток комфорта всегда превращается в тот фактор, который губит жизнь еще быстрей, чем трудности.

Посильная доза трудностей, которые человек преодолевает, делает его сильней. Собственно сила - это и есть то, что возникает в ответ на трудности, в процессе их преодоления. Нет стимула (трудностей), нет и реакции (силы).

Ломает человека только совсем непосильная ноша. Но посильная-непосильная - понятие относительное. Все зависит от уровня сил. Если человек справляется с трудностями, значит силы у него на это есть. И брать на себя трудностей чуть-чуть больше, чем можешь нести, это лучший способ наращивать силу. Постепенно отступая от комфорта, можно становиться сильней и сильней, и в какой-то момент та доза трудностей, которая другого человека убьет на месте, для тебя может оказаться приятной разминкой.

Сильный человек становится подобен фантастическому дракону: что ни брось ему судьба, он все переварит, ему все будет в пищу и даже в удовольствие. Его сильная личность переработает в пользу все, из всего извлечет силу и благо.

Совсем не то человек слабый, особенно очень слабый. Этому даже забота и любовь других людей часто кажутся агрессией и насилием. Слабый человек требует для себя самых комфортных условий, которые можно обеспечить только за счет чужого труда. Он искренне нуждается в том, чтобы с ним нянчились, возились, его ублажали, иначе начинает непритворно страдать и умирать. Но чем больше комфорта создают окружающие такой слабой личности, тем слабей становится она и требовательней.

Но одних лишь только трудностей для того, чтобы человек становился сильней и сильней, мало. Если человек относится к трудностям пассивно, просто пережидает их как-нибудь, жалуясь, как черную полосу, или ищет помощи и старается решить все проблемы только за счет других, сильней он не становится. Он живет в несчастном состоянии, одна трудность сменяет другую, иногда бывают просветы, а силы от преодоления не видать. Поскольку и преодоления нет, есть лишь претерпевание.

Если нет проактивности, то есть желания самому, изнутри, своими силами, решать проблемы, а есть лишь пассивный зов к окружающим о помощи, никакой сильной личности не будет. Да и личности тоже не будет. И тогда бесполезно забрасывать человека нагрузкой. Он будет просто страдать и стонать. Справляться ни с чем не захочет и не сможет.


Мне кажется, что эта цитата  прекрасно иллюстрирует сегодняшнее состояние ДО и ломку представлений о нем. Долгое время домашнее образование считалось способом сделать процесс образования ребенка более комфортным для ребенка и семьи.  И именно это - вожделенную легкость бытия, комфорт и пресловутую свободу (которая далеко не так проста и привлекательна, как кажется, но это отдельный разговор) и выбирали родители. забирая ребенка из школы (или не отдавая его туда). А потом быстро разочаровывались в СО. когда через некоторое время осознавали, что одного комфорта со свободой как-то маловато для успеха. Что нужно еще что-то. Те самые витамины роста и развития, которые так хорошо описала в своем посте Марина. Нужны трудности, сложности и мобилизация сил для их преодоления. Родители же, которые  бегут от трудностей и сложностей школьного образования, как-то не учитывают, что и дома их тоже ждут проблемы и нагрузки, и это совсем не то, от чего следует бежать, не то, чего следует пугаться, а то, РАДИ ЧЕГО, они, собственно, они и  уходили из школы. Трудности никуда не деваются, куда бы вы не пошли, какой бы образ жизни и форму образования вы не выбрали. Трудности и сложности как тень - всегда с вами, их нет только в полной темноте (когда вы спите или без сознания). Они просто меняют структуру и содержание, и это совершенно нормально. Сейчас - время отрезвления и более взвешенной, чем ранее, оценки ситуации. Очень хорошо характеризует этот процесс появление вот таких публикаций: Подводные камни семейного обучения в средних классах- автор статьи, Дарья Савчик, думаю, не отказалась бы подписаться под цитатой  из Эволюции.

Это я к чему? К тому, что сейчас  сообщество практиков семейного образования переживает не лучшие времена. Экономический кризис, который заставил всю страну двигаться как минимум вдвое больше и быстрее для достижения того же результата. что  и год назад, и на ситуации в СО отразился аналогичным образом. Семейное образование стало гораздо затратнее по ресурсам - и по времени, и по деньгим, и по общему количеству энергии, расходуемому на него. И я считаю, что это здоровый процесс и он пойдет всему сообщестуву только на пользу: во-первых.остановит от неверного выбора тех, кто по-прежнему ищет в сфере СО в первую очередь зону комфорта и тихую гавань для себя и детей, во-вторых,  развеет иллюзии тех, кто от них еще не до конца избавился и, наконец, направит их на стезю достижений и преодолений, в-третьих, заставит тех, кто и раньше подобных иллюзий не питал, работать в полную мощность и силу. И это должно принести результаты в виде укрепления и развития нашего сообщества, приобретения им убедительности и авторитета.

Я могу сказать за себя, что за все 10 лет своего хоумскулинга никогда не работала с такой интенсивностью (хоть и ранее работала не мало) и так продуктивно - кажется, если я выдержу нагрузку, то к концу года накоплю материала больше, чем за все предыдущие  годы. И пока что при этом не развалилась от напряжения - хотя летом была уверена, что все закончится именно так. Я, конечно, не даю гарантии, что все именно так и не закончится через месяцок-другой - но пока встреченные трудности, действительно, были не помехой, а скорее подспорьем. И что я хочу сказать вам, дорогие единомышленники - давайте будем справляться с трудностями, прокачивать ресурсы,  наращивать объемы силы и воли вместе!
У нас в Клубе начинаются занятия-погружения для детей, на которые я приглашаю родителей вместе с детьми. При этом я не буду думать ЗА родителей, не буду им предлагать готовые решения, упакованные гламурные продукты, которые нужно только комфортно и без усилий проглотить, даже не прожевывая. Нет. Я приглашаю родителей, как партнеров и соратников, к совместному поиску путей, форм и методов обучения детей, к объединению интеллектуальных ресурсов, к самостоятельной и групповой работе.  Как управляемый взрыв приносит вместо катастрофы решение проблемы, так и управляемая трудность  дает материал и опыт для решения трудностей реальных. Я много лет проводила лекции и семинары и до сих пор не уверена. что сильно преуспела. Теперь я хочу попробовать другой способ:  погружения для детей - это, по сути, полноценный психолого-методико-игротехнический тренинг для всей семьи, целью которого является  изменение как качества, так и количество вашего семейного образования, возможно, изменение его структуры, целей и смысла.  Я предлагаю вам то, что у меня есть: свой ресурс как организатора, свое время и комфортабельное помещение в центре города. Да, это не бесплатное мероприятие - увы, в этом году, как и у многих других, у меня просто нет возможности для того, чтобы работать себе в убыток (как я это зачастую делала раньше). Но я уверена, что для тех, кто примет решение присоединиться к нашему новому  проекту "прокачки ресурсов" семейного образования - в итоге приобретет куда больше, чем затраченные деньги и время.

Прочитать о том, что такое занятие-погружение можно тут: https://vk.com/homeduspb?w=wall-77135492_518 и тут: https://vk.com/div_in_homeschool?w=wall-104058953_4%2Fall

Записаться на погружения можно  в обсуждениях: https://vk.com/div_in_homeschool

Занятия для групп разных возрастов буду вести не только я, но и мои коллеги - Ксения Викторова (1 класс) и Ирина Потапова (5-9 класс), но как минимум в первый раз я буду как организатор принимать участие во всех первых встречах.

поиск смысла, образовательные проекты, homeschooling, психология, клуб

Previous post Next post
Up