Немного солнца в холодной воде этой весны.
Фактической истины ради - целиком и полностью спор разрешился за несколько более продолжительное время (менее, чем за месяц), но решающая часть партии, ее эндшпиль, как раз в 24 часа и уложился.
История подлинная, ее главная героиня дала разрешение на публикацию подробностей о своем случае, включая сканы документов (что очень ценно)
В начале марта к нам в МОО "За права семьи" обратилась г-жа Ю. К. (подлинное имя приводить не буду из соображений безопасности для семьи), мама ученика одной из школ Центрального района Санкт-Петербурга с углубленным изучением иностранных языков (номер школы также не буду называть из тех же соображений), с сообщением о том, что администрация школы, как обычно, отказывается перевести ребенка на очно-заочную форму обучения, ссылаясь, как всегда, на отсутствие такой формы и аттестации по ней в Уставе школы. Причина принятия решения о переходе на другую форму обучения - в том, что ребенок слишком сильно загружен занятиями в спортивной школе Олимпийского резерва, и просто не успевает посещать все уроки в школе. Мать ребенка хотела, чтобы сын посещал только уроки иностранных языков, а остальные осваивал дома в заочной форме. Сперва она обсудила свое решение с директором устно - но та была не в восторге от такой идеи и попыталась отговорить маму «по- хорошему», в красках живописуя, как школа будет требовать от мальчика выполнения всех контрольных работ по всем предметам, входящим в учебных план школы. Но Ю. К. оказалась не из слабонервных, запугиваться отказалась и прямо заявила директору, чтотакой вариант аттестации ее не устраивает, что сын из-за постоянных разъездов и соревнований физически не может присутствовать на всех контрольных работах по всем предметам, что смысл их перехода на другую форму обучения как раз в том, чтобы сдавать аттестации не более 4 раз в году, в конце каждой четверти.
Следующим ходом Ю. К, облекла свое видение ситуации в письменную форму:
Ошибки в цитировании закона и формулировках да и в грамматике в заявлении присутствуют, но само пожелание изложено достаточно внятно. Не будем на них фиксироваться, поскольку они делу, в счастью, не повредили, и продолжим наш рассказ.
Заявление Ю. К. отправила директору на личную почту (таковая всегда указывается на сайте школы, и директора школ эту почту в обязательном порядке просматривают), а на следующий день принесла в школу, чтоб передать директору лично Однако из-за отсутствия директора заявление приняла завуч, которая по сути вопроса ответила лишь, что письменный ответ даст директор по возвращению на работу. 31 марта завуч вызвала Ю. К. в школу и вручила ей искомый письменный ответ директора, сопроводив его ссылкой на согласование этого решения с РОНО:
Получив ответ, Ю. К. обратилась ко мне за помощью. Я сказала, что причина отказа незаконна, что школа, в Уставе которой присутствуют все формы обучения ( и даже в случае отсутствия таковых), не вправе отказать заявителю по какой бы то ни было причине, кроме отсутствия вакантных мест (а эту карту не разыграть с ребенком, который уже учится в данной школе). И мы решили написать жалобу на имя главы КО СПБ (раз уж ее сотрудники указывают на отсутствие жалоб от родителей - пусть будут жалобы) и на имя Уполномоченного по правам ребенка (для подстраховки, в одной шапке, чтоб обе знали, что жалоба подана в обе инстанции сразу). Мы договорились, что если жалоба не будет удовлетворена на этом уровне, мы дальше подаем заявление в Прокуратуру и Рособрнадзор.
Шаблон жалобы я взяла
в книге Павла Парфентьева «Без школы», где на CD собраны шаблоны заявлений и жалоб во все инстанции и по любому поводу. Да, конечно, в письмах присутствуют ссылки на старый Закон «Об образовании», но я уверена, что любому грамотному человеку не составит труда за 15-20 минут поиска уточнить ссылки на новую нумерацию базовых статей Закона. Так вот, я нашла на CD нужную жалобу на неправомочный отказ директора, подкорректировала ссылки на Закон и отдала Ю. К., которая вписала в нее все свои данные и на следующий день начала действовать.
Однако, прежде визита в КО СПб Ю. К. решила дойти все-таки до РОНО, в котором зарегистрировала у секретаря свою жалобу и невинно поинтересовалась, подождать ей приема на месте или ждать ответа дома. Секретарь, обнаружив жалобу довольно угрожающего содержания, попросила подождать в приемной. После непродолжительного ожидания Юлия была принята главным специалистом РОНО (по причине отсутствия главы). Во время приема представитель РОНО первым делом слегка пожурила Юлию за то, что та написала жалобу в вышестоящие инстанции, которые, по ее словам, все равно ничего решить не могут, и все равно вернут документ им на проработку. Ю. К. ответила, что ни скандалисткой, ни жалобщицей никогда не была, но была вынуждена так поступить из-за ребенка, который просто не мог дальше обучаться в очной форме. И что она не пойдет жаловаться выше, если не будет найден способ решить проблему полюбовно. Главный специалист РОНО попробовала уговорить Ю. К. перейти на СО или ЗО в другую школу ( в которой уже реализованы такие формы обучения). На это Ю. К. возразила, что если бы она хотела уйти на СО, то сделала бы это давно - но и ее, и сына устраивают и педагоги школы, и коллектив, в котором учится сын, и уровень преподавания иностранных языков, и что ее решение - о переводе сына именно на очно-заочную форму и именно в этой школе, и что она имеет на это право по закону (текст нужных статей из «Закона об образовании» Ю. К, предусмотрительно захватила с собой, подчеркнув маркером ключевые цитаты) и будет отстаивать это свое право в любой инстанции до окончательного разрешения ситуации в свою пользу.
На этом ходе дама из РОНО сдалась. Конечно, мы все уладим, попробуем с директором найти решение, сказала она, прощаясь.
А вот и эндшпиль: директор позвонила буквально через несколько часов, готовая к переговорам, однако Ю. К. отказалась из-за занятости. Встреча была перенесена на утро.
В 10.00 наша героиня встретилась с директором, которая начала с того, что, конечно, финансирования очно-заочной формы в текущем варианте госзадания не предусмотрено, и в тексте жалобы ошибка (действительно, в одном месте я не поменяла номер статьи в Законе "Об образовании"), но она все равно пойдет навстречу Юлии, однако ей нужно время на подготовку документов для внесения изменений в госзадание и для разработки локальных актов по обучению в очно-заочной и по смешанным формам. И что в августе договор с Юлией будет подписан, и в нем будут указаны искомые аттестации по четвертям.
Итгого: от момента подачи жалобы до получения искомого ответа прошло ровно 24 часа, хоть сценарий для новой серии популярного сериала пиши.
Я описываю эту историю так подробно потому, что она опровергает убежденность многих наших родителей в том, что Закон «Об образовании» не работает. Если приводить аналогию, то я бы сравнила эту убежденность с попыткой поехать на автомобиле без умения им управлять и знания ПДД. Понятно, что неумелое дерганье за случайные рычаги и незнание дорожных знаков в лучшем случае не позволит машине поехать, а в худшем - приведет к катастрофе. Для того, чтоб управлять машиной, надо действовать по правилам, которые, разумеется, нужно изучать. Ю. К. победила потому, что потрудилась изучить правила и действовать согласно им последовательно и решительно. Она от начала до конца повторила тот алгоритм действий, который мы с Павлом Парфентьевым всегда рекомендовали родителям, но от которого большинство из них почему-то отказываются либо сразу, либо после первого же серьезного препятствия. В этом смысле опыт Ю. К, для меня очень важен, поскольку он наглядно демонстрирует, что решение проблемы перехода на альтернативную форму обучения (или приема на таковую) в большей степени существует в головах родителей, а не в реальности. Конечно, если, приходя в школу, робеть и потеть, если не изучить заранее нужные статьи Закона и уставные документы школы, если не оформлять свои пожелания в письменной форме и не фиксировать свои заявления и жалобы тем или иным образом - нечего удивляться или негодовать потом, что школа дает отказ, а вы уходите ни с чем. Действовать нужно решительно, по возможности грамотно и корректно ( мы тоже не были идеальны - но давайте учиться на чужих ошибках, не каждый раз так фантастически везет), и проявлять, при этом, ту смесь решимости с готовностью к компромиссу, которая была одним из ключевых факторов успеха Ю. К. В разговоре с чиновниками важно показать себя не жертвой, которую просто запугать и обмануть, но и не Терминатором, с которым невозможно договорится. Если искомый баланс между понятной робостью и неоправданной жесткостью и нажимом найден, если родители хорошо знают и свои права, и свои цели - половина битвы выиграна, а вторую половину позволят выиграть правильно составленные и поданные бумаги. Ю. К. тоже робела , и тоже испытывала сомнение в успехе, что не помешало ей успешно разыграть свою партию и - на данном этапе победить в ней. Надеемся, что эту победу ничто не омрачит - и будем держать свой бронепоезд в рабочем состоянии, хоть и на запасном пути :)