Как за 24 часа решить спор со школой в свою пользу

Apr 04, 2015 01:17

Немного солнца в холодной воде этой весны.

Фактической истины ради - целиком и полностью спор разрешился за  несколько  более продолжительное время (менее, чем за месяц), но решающая часть партии, ее эндшпиль, как раз в 24 часа и уложился.

История подлинная, ее главная героиня дала разрешение на публикацию подробностей о своем случае, включая сканы документов (что очень ценно)
В начале марта к нам в МОО "За права семьи" обратилась г-жа Ю. К. (подлинное имя  приводить не буду из соображений безопасности для семьи), мама ученика  одной из школ Центрального района Санкт-Петербурга  с углубленным изучением иностранных языков  (номер школы также не буду называть из тех же соображений), с  сообщением о том, что администрация школы, как  обычно, отказывается перевести ребенка на очно-заочную форму обучения, ссылаясь, как всегда, на отсутствие  такой формы и аттестации по ней  в Уставе школы. Причина  принятия решения  о переходе на другую форму обучения  - в том, что ребенок слишком сильно загружен занятиями в спортивной школе Олимпийского резерва, и просто не успевает посещать все уроки в школе.   Мать ребенка хотела, чтобы сын посещал только уроки  иностранных языков, а остальные осваивал дома в заочной форме.  Сперва она обсудила свое решение с директором устно - но та была не в восторге от такой идеи и попыталась отговорить маму «по- хорошему», в красках живописуя, как школа будет требовать от  мальчика выполнения всех контрольных работ по всем предметам, входящим в учебных план школы. Но  Ю. К. оказалась не из слабонервных, запугиваться отказалась и прямо заявила директору, чтотакой вариант аттестации  ее не устраивает,  что сын из-за постоянных разъездов и соревнований  физически не может присутствовать на всех контрольных работах по всем предметам,  что смысл их перехода на другую форму обучения как раз в том, чтобы сдавать аттестации  не более 4 раз в году, в конце каждой четверти.

Следующим ходом  Ю. К, облекла свое видение ситуации  в  письменную форму:



Ошибки в цитировании закона и формулировках да и в грамматике в заявлении  присутствуют, но само пожелание изложено достаточно внятно. Не будем на них фиксироваться, поскольку они делу, в счастью, не повредили, и продолжим наш рассказ.

Заявление Ю. К. отправила директору на личную почту (таковая всегда указывается на сайте школы, и директора школ эту почту в обязательном порядке просматривают), а на следующий день принесла в школу, чтоб передать директору лично  Однако из-за отсутствия директора заявление приняла завуч, которая  по сути вопроса ответила лишь, что письменный ответ даст директор по возвращению на работу.  31 марта  завуч вызвала Ю. К.  в школу и вручила ей искомый письменный ответ директора, сопроводив его ссылкой на согласование этого решения с  РОНО:



Получив ответ, Ю. К. обратилась ко мне за помощью. Я сказала, что причина отказа незаконна, что школа, в Уставе которой присутствуют все формы обучения ( и даже в случае отсутствия таковых), не вправе отказать заявителю  по какой бы то ни было причине, кроме отсутствия вакантных мест  (а эту карту не разыграть с ребенком, который уже учится в данной школе).  И мы решили написать жалобу на имя главы КО СПБ (раз уж  ее сотрудники  указывают на  отсутствие жалоб от родителей - пусть будут жалобы) и на имя Уполномоченного по правам ребенка (для подстраховки, в одной шапке, чтоб обе знали, что жалоба подана в обе инстанции сразу). Мы договорились, что если жалоба не будет удовлетворена на этом уровне, мы дальше подаем заявление в Прокуратуру и Рособрнадзор.

Шаблон жалобы  я взяла в книге Павла Парфентьева «Без школы», где на CD собраны шаблоны заявлений и жалоб во все инстанции и по любому поводу. Да, конечно, в письмах присутствуют ссылки на старый Закон «Об образовании», но я уверена, что любому грамотному человеку не составит труда  за 15-20  минут поиска  уточнить ссылки на новую нумерацию базовых статей Закона. Так вот, я нашла на CD нужную жалобу на неправомочный отказ директора, подкорректировала ссылки на Закон и отдала Ю. К., которая вписала в нее все свои данные и на следующий  день начала действовать.

Однако, прежде визита в КО СПб  Ю. К. решила дойти все-таки до РОНО, в котором зарегистрировала у секретаря свою жалобу и невинно поинтересовалась, подождать ей приема на месте или ждать  ответа дома. Секретарь, обнаружив жалобу довольно угрожающего содержания, попросила подождать в приемной. После непродолжительного ожидания Юлия была принята главным специалистом РОНО (по причине отсутствия главы).  Во время приема представитель РОНО первым делом слегка пожурила Юлию за то, что та написала жалобу в вышестоящие инстанции, которые, по ее словам, все равно ничего решить не могут,  и все равно вернут документ им на проработку. Ю. К. ответила, что  ни скандалисткой, ни жалобщицей никогда не была, но была вынуждена так поступить из-за ребенка, который просто не мог дальше обучаться в очной форме. И что она не пойдет жаловаться выше, если  не будет найден способ решить проблему полюбовно.  Главный специалист РОНО попробовала уговорить Ю. К.  перейти на СО или ЗО в другую школу ( в которой уже реализованы такие формы обучения). На это Ю. К.  возразила, что если бы она хотела уйти на СО,  то сделала бы это давно - но и ее, и сына устраивают и педагоги школы, и коллектив, в котором учится сын, и уровень преподавания иностранных языков, и что ее  решение - о переводе сына именно на очно-заочную форму и именно в  этой  школе, и что она имеет на это право по закону (текст нужных статей из «Закона об образовании»  Ю. К, предусмотрительно захватила с собой, подчеркнув маркером ключевые цитаты) и будет отстаивать это  свое право в любой инстанции до  окончательного разрешения ситуации в свою пользу.

На этом ходе  дама из РОНО сдалась. Конечно, мы все уладим, попробуем  с директором найти решение, сказала она, прощаясь.
А вот и эндшпиль: директор позвонила буквально через несколько часов, готовая к переговорам, однако Ю. К. отказалась из-за занятости. Встреча была перенесена на утро.

В 10.00 наша героиня  встретилась с директором, которая начала с того, что,  конечно,  финансирования очно-заочной формы в текущем варианте госзадания  не предусмотрено, и в тексте жалобы  ошибка (действительно, в одном месте я не поменяла номер статьи в Законе "Об образовании"), но она все равно пойдет навстречу  Юлии, однако  ей нужно  время на  подготовку документов  для внесения изменений  в госзадание и для разработки локальных актов  по обучению в  очно-заочной и  по смешанным формам. И что в августе договор с Юлией будет подписан, и в нем будут указаны искомые аттестации по четвертям.

Итгого: от момента подачи жалобы до получения искомого ответа прошло ровно 24 часа, хоть сценарий для новой серии популярного сериала пиши.

Я описываю эту историю так  подробно потому, что она опровергает убежденность многих  наших родителей в том, что Закон «Об образовании» не работает. Если приводить аналогию, то я бы сравнила эту убежденность с попыткой поехать на автомобиле без умения им управлять и знания ПДД. Понятно, что неумелое дерганье за случайные рычаги  и незнание дорожных знаков в лучшем случае не позволит машине поехать, а в худшем - приведет к катастрофе.  Для того, чтоб управлять машиной, надо действовать по правилам, которые, разумеется, нужно изучать.  Ю. К. победила потому, что потрудилась изучить правила и действовать согласно им последовательно и решительно. Она  от начала до конца  повторила тот алгоритм действий, который мы с Павлом Парфентьевым всегда рекомендовали родителям, но от которого большинство из них почему-то  отказываются либо сразу, либо после первого же серьезного препятствия.  В этом смысле опыт  Ю. К,  для меня очень важен, поскольку он наглядно демонстрирует, что  решение проблемы перехода на  альтернативную форму обучения (или приема на таковую) в большей степени существует в головах родителей,  а не в реальности. Конечно, если, приходя в школу, робеть и потеть, если не  изучить заранее нужные статьи Закона и  уставные документы школы, если не оформлять свои пожелания в письменной форме и не фиксировать  свои  заявления и жалобы  тем или иным образом - нечего  удивляться или негодовать  потом, что  школа дает отказ, а вы уходите ни с чем.  Действовать нужно решительно,  по возможности грамотно и корректно ( мы тоже не были идеальны -  но давайте учиться на чужих ошибках, не каждый раз так фантастически везет), и  проявлять, при этом,  ту смесь решимости с готовностью к компромиссу, которая была одним из ключевых факторов успеха Ю. К.   В разговоре с чиновниками важно   показать себя не   жертвой,  которую просто запугать и обмануть,  но и не Терминатором,  с которым невозможно договорится. Если искомый баланс между понятной робостью  и  неоправданной жесткостью и нажимом найден, если родители хорошо знают и свои права, и свои цели  - половина битвы выиграна,  а  вторую половину позволят выиграть правильно составленные и поданные бумаги.  Ю. К. тоже робела , и тоже испытывала сомнение в успехе, что не помешало ей  успешно разыграть свою партию и -  на данном этапе победить в ней.  Надеемся, что эту победу ничто не омрачит - и будем держать  свой  бронепоезд  в рабочем состоянии, хоть и на запасном пути :)

право, разбор полетов, защита от социальных нападений, homeschooling, общественная организация

Previous post Next post
Up