О технологии и культуре

Dec 06, 2014 14:09

image Click to view


Вчера одна мама, беспокоящаяся о том, что ее первоклассник  никак все не умнеет, а наоборот, несмотря на обучение в дорогой престижной частной школе, пришла  со мной советоваться, что делать и как быть. Принесла несколько видеоклипов  из школы, работающей где-то в Москве по методике Жохова. Бурно восторгалась увиденным.

Ну да, ну да. декабрь первого класса, дети оперируют трехзначными числами, вычитают и складывают в столбик, вплотную приближаются к умножению без заучивания таблицы умножения. 40-50 задач за урок. интерактивные доски, презентации, высокий темп, высокая индивидуальная вовлеченность каждого ребенка в учебный процесс. Я это видела собственными глазами, т.е. это не вранье (увы, видео частное, никуда не выложено, ссылки дать не могу).

Я только одного не могу понять: почему все эти технологические достижения вызывают такой бурный восторг? Господа. все то же самое, а то и круче - письменный и устный (что самое важное!) счет в пределах 1000, сложение и вычитание в столбик и первые примеры на умножение и деление, работа с грифельной доской (минус презентации и интерактивная доска) было в нашей  повседневной практике ДО, и я понятия не имела, что это какая-то там продвинутая методика, что это типа вау как круто, мне казалось, что совершенно естественно так учиться, когда  ты не ограничен идиотскими требованиями идиотской программы и временными рамками - мы тратили на урок, конечно больше часа и я не вижу вообще никакого смысла в таком темпе ВНЕ ШКОЛЫ (там да - там в 45 минут надо впихнуть вечность и пару коньков в придачу).

Да, в школе это все конечно новация и удивительные достижения. А вот в домашнем обучении такой подход к изучению математики  может быть обычным делом, нормой, и ничего  магически-сложного в этом нет: другое дело, что мы тратили время на изучение математических концепций и понимание самой сути операций над числами, а жоховские дети, по-моему. лишены этой роскоши, они просто делают что говорит учитель, а учитель делает то, что говорит методист.

Разумеется, если ограничиваться в ДО работой по учебнику, все равно какому, хоть Моро, хоть Петерсон, хоть какого угодно еще -  таких результатов добиться невозможно. Для того, чтобы научить ребенка вычислять, нужно учить его вычислять, а не работать по учебнику. И для этого нужно не знание методики,  (например, методики Жохова), не технология как таковая (одна она - не поможет все равно). Я вот не знала о ней до вчерашнего дня, но это ничуть не помешало мне  учить ребенка доступными кустарными способами ничуть не хуже Жохова..Я остро поняла это, просматривая видео: для этого нужна семейная КУЛЬТУРА. В которой любой элемент - один из многих , а не единственная цель.  Что является целью методики Жохова, я не совсем понимаю (как не понимала и Петерсон)  Ну,  допустим научатся первоклассники выполнять все 4 арифметических действия к концу года, и не знаю уж что - к концу ступени, ну начнут они учить 4 языка в началке. Очень хорошо. Потом-то что? Перейдут они на среднюю ступень - а там Виленкин. А закончится-то все равно все тестами ЕГЭ!
Так нафига козе баян? Я - знаю-зачем_ я_ развиваю мышление моего ребенка. Потому что я - мать, и я не хочу, чтобы он был идиотом и ничего не знал в своей жизни, кроме учебников, тестов и ЕГЭ. НО! Чтобы развить мышление ребенка, нужна не только математика! не только вычисления! не только языки и основы наук!

Нужно и все это вместе, а еще - долгие обстоятельные  разговоры  о смысле жизни, пространства и времени, добра и зла.  Нужны праздники и погдготовка к ним, совместные прогулки, походы, репетиции того и этого, совместный просмотр фильмое, чтение книг и обсуждение их, совместная готовка еды и ее совместное же поедание, совместное наблюдение природы - как идет дождь, снег, как ветер дует, как встает и садится солнце, как растет трава, как вылизывается кошка, как прыгает кролик, и - совместное восхищение всем этим!!!
Нужна общая ЖИЗНЬ, а не толькот общие уроки - и тогда - и  ТОЛЬКО ТОГДА - постижение математических концепций станет такой же обыденной вещью, как  чистка зубов перед сном или приготовление еды. Нельзя ничего выпячивать, не нужно ни из чего делать культ! Для развития мышления ребенка физика НЕ круче химиии, языки НЕ важнее, чем физическая культура, математика и русский НЕ более значимы, чем катехизис или рисование. Важно все это - или не важно ничто из этого. Культура или ее отсутствие - вот и весь выбор.
А если нет культуры - то никакая технология вас не спасет. Ни Жохов. Ни Петерсон. Ни Сингапур. Ничто и никогда.

Пара ссылок по Жохову для тех, кто заинтересовался:

- сообщество ВКонтакте: http://vk.com/schoolbm
- умеренно-позитивный отзыв
- умеренно-негативный отзыв

учеба, мышление, школа, homeschooling

Previous post Next post
Up