Почему я греко-католичка

Apr 15, 2014 01:27

Последнее. По поводу моего греко-католического вероисповедания. Я хотела написать длинный пост на эту тему про то, как это происходило в моей конкретной духовной жизни, но теперь вижу, что это неуместно. Поэтому я ограничусь простой декларацией, чтобы прояснить свою позицию к сведению некоторых братьев во Христе.


По мысли одного из духовных отцов нашей Церкви, бл. Экзарха Леонида Федорова, она должна была служить делу объединения в истине российской церковной традиции и Католической Церкви. Таковой Российская Греко-Католическая Церковь стала благодаря  духовным трудам своих верных и святых, такой, надеюсь, она остается по сей день - Вселенской, то есть, вневременной и внетерриториальной. Единственная духовная родина РГКЦ - Царствие Божье, и потому никакие национальные и политические интересы и предпочтения для ее верных не могут находиться впереди их обязанностей как христиан и подданных Небесного Царя.

Я стала верной Российской Греко-Католической Церкви отнюдь не из особого тяготения или, тем более, лояльности к Украине как стране или государству. И лишь в некоторой степени - из любви к восточно-славянской культуре. Не потому, что я эту культуру не достаточно ценю. Отнюдь. Иначе я не стала бы именно греко-католичкой. Просто я считаю славянскую и, в частности, украинскую, культуру _составной частью_ христианской европейской культуры и не вижу оснований ее как-то выделять, превозносить и давать особые преференции.

Именно желание принадлежать к христианской европейской культуре _в целом_, в полноте обеих ее традиций - и восточной, и западной - побудило меня присоединиться к РГКЦ. Я долго шла к этому шагу, и я сделала его потому, что не могла считать ни одну из христианских традиций «ущербной» или «еретической». Я знаю и ценю восточный славяно-византийский обряд, восточную духовность и восточную аскетику - я была крещена в православной церкви моей бабушкой. Я была воцерковлена в православной церкви Марией Каменкович. И я никогда не смогла бы оставить восточный обряд ради западного - это было бы для меня предательством моих крестных родителей. Но и предать сокровища западной духовности, открывшиеся для меня благодаря в начале свидетельству Д. Р. Р. Толкина, а далее - благодаря сонму западных святых, деяния которых я узнала и оценила в течение своей жизни, я тоже не могла. Поэтому стать верной Российской Греко-Католической Церкви, церкви мечтателей и идеалистов, желавших одного - быть причастным к сокровищам обеих традиций Вселенской Церкви, было и до сих пор остается для меня единственно приемлемым для моей совести выбором.

Оставаясь верной РГКЦ, я с одинаковым любовью и уважением все это время относилась и к славяно-византийской, и к римо-латинской духовности. Но я всегда считала, что исповедание нашей веры не может совмещаться с каким-либо видом национализма - все равно, российского, белорусского, украинского, германского, романского и т.д. Наш правитель - Христос, наше Царство - не от мира сего. Этому учил нас наш Господь и я не вижу, каким образом Он мог бы одобрить проповедь национализма под видом религиозной проповеди. Поэтому позиция Украинской Греко-Католической Церкви, откровенно выступившей в защиту государственного переворота, к тому же имеющего сильную националистическую составляющую, видится мне достойной моего глубокого сожаления. Ибо любая поместная церковь должна быть верной Христу, а не сиюминутным политическим веяниям или воле паствы, склоняющейся к бунту, все равно, какими бы высокими словами она, эта паства, себя и свои действия не оправдывала. Христос был распят на кресте, в том числе, и за то, что не пожелал возглавить националистический бунт.  То есть, "за грехи наши" - в том числе и за грех националистического бунта. Как же христиане могут поступать иначе и считать такой бунт совместимым с  верностью Христу?

Тем не менее, я не хотела бы, чтобы мои слова были восприняты как попытка осудить иерархов или верных УГКЦ. Я простая женщина, не богослов и не мне оценивать правоту целой Церкви. Я просто выражаю свою боль и свое глубокое сожаление по поводу того, что, как мне видится, верность земной Украине оказалась для моих единоверцев важнее верности Отцу Небесному. Патриотизм - это очень ценное качество, но если он идет вразрез преданности нашей духовной Родине - он становится сродни предательству.

Тем большее возмущение у меня вызывает позиция тех верных и клириков РГКЦ, которая совпадает с позицией верных и клириков УГКЦ по данному вопросу. Уж нам-то, гражданам России, обязанным сохранять как минимум лояльность своему государству (я не говорю о любви, патриотизме и прочих эмоционально окрашенных понятиях), совсем не пристало вместо этого вдруг преисполняться пламенной любовью к чужой государственности и разделять анархические или националистические идеалы наших, возможно, серьезно заблуждающихся собратьев по вере. Когда я вижу в блогах наших верных отвратительные посты со злорадством по поводу гибели русскоязычных граждан Украины и превозношением украинского национализма и анархизма - это кажется мне полным безумием и, если хотите - бесчестием. Потому что члену Вселенской Церкви не пристало иметь такие низкие взгляды, это бесчестит нашу веру. Я считаю, что те, для кого позиция УГКЦ в данном конфликте кажется более верной, должны поступить в соответствии с собственной совестью - то есть, присоединиться к УГКЦ и перестать искажать миссию РГКЦ. Быть может, кто-то просто ошибся и выбрал не ту Церковь?

И последнее, что я хотела бы сказать, обращаясь уже ко всем христианам. Давайте хотя бы сейчас, хотя бы в преддверье крестных страданий Господа, вспомним, что это такое - быть верным Ему. Это значит, что наша подлинная, духовная Родина - не от мира сего, и что национализм, либерализм и анархизм не могут быть нашими выборами, как христиан. А что касательно верности нашей земной, малой родине, в которой мы родились и выросли - то она должна быть по умолчанию, просто потому, что родителей не выбирают. Если родители не правы - ты можешь с ними спорить, не соглашаться, можешь пытаться повлиять на них, но нельзя их оскорблять, нельзя тяготиться родством с ними, особенно когда они попадают в беду. Это - не по-христиански.

Сегодня моя малая земная родина, Россия, в большой беде. И все, что я могу делать - это молиться своему Господу и Богу, чтобы Он исцелил страшные раны моей родины и выпрямил ее пути. И если я могу что-то для этого сделать - я надеюсь, что Он научит меня, как это можно сделать лучше, чтобы это было действительно на пользу и ей, и мне. Также я молюсь за Украину и ее народ, и верю, что Господь знает, как избавить оба наши народа от убийственной ненависти и вражды. Больше ничего я поделать не могу.

На этом я заканчиваю свою декларацию и закрываю этот и другие свои посты от комментирования до конца Страстной недели, потому что обсуждать здесь нечего и спорить не о чем. Я не претендую на то, чтобы говорить от лица всей Российской Греко-Католической Церкви, я говорю только за себя. Но я буду молиться и о том, чтобы верные моей Церкви не осудили меня за то, что я сейчас написала.

святость, церковь, великопостные размышления, Бог

Previous post Next post
Up