Сразу прошу прощения у всех, для кого фанфик
"Гарри Поттер и методы рационального мышления" - "дела давно минувших дней и преданья старины глубокой". Да, история совершенно не нова, но так получилось, что я-то я эту книжку открыла для себя совсем недавно. И хочу пару слов о ней сказать (она того заслуживает).
Сперва об авторе. Его зовут
Элиезер Юдковский, он специалист по искусственному интеллекту и создатель Института Сингулярности, один из ведущих западных
трансгуманистов. Если это кого-то останавливает, то можно не читать - текст Юдковского в самом деле откровенно и вызывающе трансгуманистичный, но этим-то и интересен, на мой взгляд, я-то для того его и читала, чтобы наконец понять логику создателей и адептов ТГ.
Теперь о самом фанфике. Я, для начала, терпеть не могу оригинал - то есть, саму эпопею о Гарри и его команде, потому что для меня это вопиющий пример антисказки - текста, в котором переврано вообще все, что можно, текста, который настолько далек от логики сказочного повествования, насколько это возможно для искренне заблуждающегося (а не злонамеренно разрушающего сказочную стихию) автора. У меня нет ни сил, ни времени, ни желания устраивать сюжету Роулинг детальный разбор полетов - но если у кого то есть желание такой разбор прочесть - милости просим, он имеется в первых 30 главах фанфика Юдковского. Я никогда не читала фанфики по ГП, и этот не хотела (собиралась глянуть по диагонали - и будет), но первые же несколько глав меня захватили настолько, чтоя сумела дочитать до конца ( и наверное, буду и дальше почитывать обновления). В чем прелесть повествования Юдковского с моей точки зрения ( сразу оговариваюсь - с моей, я ее никому не навязываю), так это в том, что он в первых главах переписывает канон так, что тот становится приемлемым_для меня_. Устраняется мотив "несчастного обиженного сироты", которым хитрые манипуляторы-волшебники крутят так, как им заблагорассудится. Гарри Юдковского умен и с первых шагов раскусывает все интриги волшебной школы и дает отпор всем своим "благодетелям" - от Маг Гонгал до Дамблдора. Когда Гарри разобрался со Снейпом, я рыдала от счастья. Эту главу нужно выучить наизусть всем подросткам, страдающим от злобных и недобросовестных педагогов. и по возможности - применять на практике. Гарри Юдковского не ведет себя как малолетний идиот, не совершает психологически недостоверных поступков, он выбирает себе друзей совершенно иначе, чем Гарри канонический - и этот выбор кажется куда более мотивированным и достойным - он выбирает равного себе друга-соперника Драко, а не денщика и подпевалу (каким его изобразила Роулинг) Рона. С первых глав Гарри начинает со всем пылом юного рационалиста исследовать магическую Британию, открывать законы, на которых базируется ее существование, применяя разнообразные стратегии мышления. Первые главы ценны именно с точки зрения занимательного изложения основ стратегического мышления - я даже сперва приняла "Методы..." за популярный учебник для молодежи, где сложные для понимания научные теории подаются в максимально "вкусной" упаковке для наилучшего усвоения. Не могу сказать, что я знакома со всеми изложенными в первых главах стратегемами - мне известно не более трети изложенных в них теорий, поэтому первая треть книжки стала для меня настоящим откровением. Сказать, что это было увлекательное чтение - значит ничего не сказать. Это было настоящее наслаждение, ибо автор мастерски воплощает в словах саму стихию познания. Главы 21-23 в этом смысле восхитительны. Глава 28 - само совершенство. В процессе чтения у меня возникло ощущение, что ничего лучшего - в своем роде - я в жизни своей не читала. Фрагмент текста, который меня особенно восхитил - о том, как Гарри открывает невозможную, по убеждениям волшебников, "частичную трансфигурацию объекта" (привожу отрывок целиком, хотя он очень длинный, но отрывок короче приводить не имеет смысла):
"И для использования свободной трансфигурации нужен только разум, так ведь? Ни слов, ни жестов. Лишь отделение материи как таковой от идеи одного объекта и её соединение с идеей другого объекта. Эта мысленная операция плюс палочка плюс сущность волшебника, чем бы она ни была. Волшебники могут преобразовывать только то, что они считают целым, и не могут преобразовывать части предметов, потому что не чувствуют нутром, что всё вокруг - лишь атомы. Гарри изо всех сил сконцентрировался на этом знании, на истине, что ластик - лишь набор атомов, всё вокруг - лишь набор атомов, и атомы маленького кусочка, который он пытался трансфигурировать, точно такой же набор атомов, как и любой другой. Но и таким образом Гарри не смог изменить часть ластика. Трансфигурация всё равно не получалась. Что. За. Бред. Пальцы Гарри, сжимавшие палочку, побелели от напряжения. Его опыты приводили к результатам, которые не имели смысла, и от этого Гарри уже тошнило. Может быть, трансфигурации мешает то, что какая-то часть его разума всё ещё думает на языке объектов. Он думал о наборе атомов, которые составляют ластик. Он думал о наборе атомов, которые составляют маленький кусочек ластика. Пора применять средства помощнее. Гарри сильнее прижал палочку к маленькому участку ластика и постарался посмотреть сквозь то, что не-учёные называют реальностью. Сквозь мир столов, стульев, воздуха, ластиков, людей… Когда мы идём через парк, ощущаемый мир вокруг нас на самом деле существует внутри нашего мозга в виде картинки, созданной возбуждёнными нейронами. Ощущение яркого синего неба приходит не откуда-то сверху, это реакция зрительной коры головного мозга. Все краски мира в действительности рождаются в тихой костяной пещере, которую мы называем черепом, в месте, где мы живём и которое никогда не покидаем. Если очень хочется сказать «привет» реальному человеку, нужно не пожимать ему руку, а мягко постучать по голове и спросить: «Ну как ты там?» Потому что там он и находится, там он на самом деле живёт. И картина парка, через который, как нам кажется, мы идём, появляется внутри нашего мозга после обработки сигналов от сетчатки глаз. Реальность - не ложь, как считают буддисты, за вуалью Майи не скрывается что-то мистическое и неожиданное. За иллюзией парка находится лишь реальный парк, но тем не менее человек видит только иллюзию. Гарри находится не в классе. Он не смотрит на ластик. Гарри сидит внутри черепа Гарри. Он видит картину, полученную его мозгом на основе сигналов, посланных сетчаткой. Настоящий ластик находится где-то в другом месте, вне картины. И настоящий ластик не похож на картинку внутри мозга Гарри. Мысль, что ластик - это цельный объект, может существовать только внутри мозга, внутри теменной коры, которая обрабатывает ощущения формы и пространства. Настоящий ластик - это набор атомов, которые удерживаются вместе электромагнитными силами и электронными облаками ковалентных связей. А вокруг этого набора атомов летают молекулы воздуха, сталкиваясь друг с другом и с молекулами ластика. Настоящий ластик находится далеко-далеко, и Гарри, сидя в своём черепе, никогда не сможет его коснуться, только представить, как он это делает. Но волшебная палочка на это способна, она изменяет предметы в реальности, и только предрассудки Гарри ограничивают её возможности. Где-то за вуалью Майи правда, скрывающаяся за понятием «моя палочка», касается набора атомов, которые мозг Гарри называет «участок ластика». И если палочка может изменить набор атомов, которые Гарри считает «целым ластиком», то нет абсолютно никакой причины, почему она не может изменить и другой набор атомов… Трансфигурация по-прежнему не получалась. Гарри стиснул зубы. Нужно средство ещё мощнее. Мозг Гарри считал ластик цельным объектом, но это - очевидная чушь. Карта, которая не соответствует и не может соответствовать территории. Люди представляют мир в виде структуры из множества уровней. Они думают отдельно о том, как работают страны, как работают люди, как работают органы, как работают клетки, как работают молекулы, как работают кварки. Когда мозгу Гарри нужно подумать о ластике, он вспоминает правила, которые касаются ластиков, например, «ластики могут стирать записи карандашом». И только если мозгу Гарри нужно предсказать, что случится на химическом уровне, он начинает думать - совершенно отдельным образом - о молекулах резины. Но это всё работа разума. И хотя у разума Гарри могут быть убеждения о правилах, которые касаются только ластиков, но отдельных законов физики для ластиков не существует. Мозг Гарри представляет реальность как многоуровневую систему, и каждому уровню соответствуют свои правила. Но это только карта, и на самом деле территория на неё совсем не похожа, у реальности только один уровень, уровень кварков. Существуют только универсальные низкоуровневые процессы, подчиняющиеся точным математическим правилам. Ну или по крайней мере Гарри так думал, пока не столкнулся с магией, но ластик не был волшебным. И даже если бы ластик был волшебным, мысль, что в самом деле существует неделимый ластик, - неправдоподобна. Предметы вроде ластика не могут быть базовыми элементами реальности, они слишком большие и сложные для элементарных частиц, они должны состоять из отдельных частей. Не может быть принципиально сложных предметов. Неявное убеждение в мозгу у Гарри, что ластик - это цельный объект, не просто неверно, это - карта, не соответствующая территории. Как независимое понятие ластик существует только в его многоуровневой модели мира. В одноуровневой реальности такого элемента нет.
...трансфигурация по-прежнему не получалась. Гарри тяжело вздохнул, неудачная трансфигурация была почти настолько же утомительной, как и успешная. Но будь он проклят, если сдастся. Хорошо. Выкинем этот мусор девятнадцатого века. Реальность - это не атомы, не множество маленьких бильярдных шаров, летающих вокруг. Маленькие шарики - это просто ещё одна ложь. Представление об атомах как о маленьких точках - лишь ещё одна общепринятая галлюцинация, ...за которую цепляются люди, потому что они не хотят сталкиваться с нечеловечески чуждой формой скрывающейся за ней реальности. Неудивительно, что его попытки трансфигурации, основанные на таком представлении, не работали. Если он хочет власти, он должен отбросить человеческую природу и заставить мысли соответствовать математическим формулировкам квантовой механики. Нет никаких частиц, есть лишь облака амплитуд в пространстве состояний множества частиц. **И то, что его мозг наивно считает ластиком, не более чем гигантский множитель волновой функции, который тоже можно разложить на множители. Сказать, что он самостоятельно существует, всё равно, что сказать - внутри числа «шесть» существует независимый множитель «три». И если палочка Гарри способна изменять множители в волновых функциях, которые можно хотя бы приблизительно на множители разложить, значит, чёрт побери, она может изменить немного меньший множитель, который мозг Гарри видит как участок ластика… вот так пишет Юдковский о методах рационального мышления Гарри Поттера. Если вам интереснее читать про страстные романы учеников Хогвартса - тогда найдите себе другой фанфик, этот не о том. Если же этот отрывок вас захватил - смело читайте, вам не будет скучно. Главы до 40 - точно...
К сожалению, после 40 главы автор сбавляет обороты, а после 45, на мой опять-таки пристрастный взгляд - выдыхается. Во всяком случае, ослепительный калейдоскоп рациональных стратегий заканчивается. И после 50 главы автор садится на своего любимого конька - а именно, трансгуманизм и идею победы над смертью - и более с него уже не слезает до конца книги. Что сильно не идет на пользу сюжету, потому что никакой свободной игры ума и никакой победы над несуразностями Роулинг в нем уже не будет, а будет оголтелая и неприкрытая пропаганда идей автора, который для этих целей беспощадно и довольно-таки извращенно насилует канон. Так беспощадно и так извращенно, что желание закрыть книжку и вернуться к Роулинг, как к лучшему другу возникает очень быстро.
Потому что если уже Роулинг довольно успешно превратила классическую сказку про удачливого сироту в антисказку, то Юдковский дает нам познать всю глубину рекурсии, превращая ее в антисказку в кубе - в повествование, вообще никак ни логически, ни художественно не мотивированное, где все герои становятся безжизненными марионетками в руках безумного Карабаса-Барабаса.
Вопрос - и зачем тогда я читала дальше? Ответ очень простой - автор, отняв у меня время и удовольствие, дал все-таки более-менее внятный ответ на вопрос, что же такого ужасного нашли современные трансгуманисты в смерти. В самом деле, смерть для современных рационалистов очень важный феномен: она дает им возможность подвести под их этическую систему хоть какое-то основание (пусть и совершенно шаткое). В самом деле, никакая последовательная этическая система невозможна без определения добра и зла. И никакая последовательная этика вне религии невозможна без принятия смерти за абсолютное зло. И как только в рационалистической картине мира появляется точка опоры -так сразу возникает куча рычагов, при помощи которых фанатичные адепты рационального мышления начинают этот самый мир переворачивать. Правда. у них это не очень-то получается: ведь если смерть - это абсолютное зло, как тогда смерть врага оказывается добром? Абсолют он абсолют и есть, он не может менять полярность, встречаясь с вещами настолько относительными.
Гарри Юдковского, выбравший Смерть целью своих усилий по рациональному переустройству мира, как нельзя лучше демонстрирует тщетность упований трансгуманистов на спасительность бессмертия . Смерть, страшное пугало всего живого, является его же (всего живого) надежным и неподкупным защитником. Да, смерть забирает у нас близких, друзей, гениев. смельчаков, святых. Это непоправимая потеря, над которой мы не перестаем рыдать, до конца нашей собственной жизни. Но разве не смерть кладет конец преступлениям палачей, садистов, изуверов, диктаторов? Разве не она же разрушает все хитросплетения корыстных и бесчестных замыслов? Не она же - в партнерстве с другим великим монстром, Временем, сметает с лица Земли диктатуры и империи, застенки и концлагеря? И что будет, если человеку удастся взять победить эти две великие стихии? Вы рады, что будете жить вечно? Отлично. А будете ли вы рады, если жить вечно будет, к примеру, тот же Путин или Янукович? И если их правление не закончится вообще никогда, и ни по какой причине?
Вот то-то и оно... вот в чем заключается тщетность усилий трансгуманистов победить смерть и постичь тайну бессмертия. Во "Властелине Колец" эта коллизия рассмотрена деталях. Доведя свое повествование до 101 главы, Юдковский не смог добавить в подобную же коллизию ни одной по-настоящему интересной и заслуживающей внимания собственной детали. Он все время спорит со своими предшественниками, но победить их не может - не только Толкина, но даже ту же Роулинг... И на фоне Юдковского Роулинг уже не кажется мне подлинной разрушительницей сказочного повествования. Можно даже сказать, что я с ней примирилась. Теперь. Хотя на первых главах мне казалось, что подлинный смысл существования Роулинг - в том, что ее книга стала поводом для фанфика Юдковского:)