Итак, в чем же заключается третий путь, открытый для нешкольника в условиях семейного образования и невозможный в общеобразовательной школе?
Этот путь лежит через правильное понимание таких социальных феноменов, как лидерство и служение. Лидерство сейчас многие склонны понимать превратно - как следствие богатства, популярности, положения в обществе - поскольку все это дает человеку власть над другими людьми без принятия ответственности за них. Служение, в подавляющем большинстве случаев, также трактуется неверно: сейчас принято считать, что служение есть синоним рабства и унижения. Воистину гибельная ошибка! Она привела к самым печальным последствиям. В нашем обществе множество людей всеми силами избегает служения другим, и в то же время оголтело стремится к превратно понимаемому лидерству любой ценой, даже ценой попрания прав, свобод и самих жизней других людей. В конце концов, если ты достиг вершины социальной пирамиды, сумев обмануть и ближних, и дальних, и закон, им мораль, и собственную совесть, все это уже не будет иметь значения - победителей не судят. Ну, а если не получилось, если ближние, дальние, закон или совесть оказались сильнее - сам виноват, значит, ты не Тиматеус, а Дюдю. Мысль о том, что настоящий лидер - это не Тиматеус, уничтожающий Дюдю, а Тиматеус, служащий Дюдю - совершенно чужда большинству наших современников. Сегодня почти никто не понимает того, что лидер - не тот человек, который добился контроля над окружающими посредством террора, демагогии, шантажа или подкупа; того, что лидер - это человек¸ способный брать на себя ответственность за себя и за других; и чем больше тех, за кого он готов быть в ответе - тем более ярко выражено лидерство такой личности.
Между тем, это совершенно очевидно. Понятно, что в драке более сильным должен признаваться тот, кто нокаутирует соперника; но кто сильнее сильного? Только тот, кто способен выйти из драки без нокаута - тот, кто способен оказаться над схваткой, кто понимает своего соперника и сочувствует ему, кто видит в нем брата и готов прийти к нему на помощь. Так следует понимать слова Христа о том, что на удар следует подставлять другую щеку. Ницше с неистовством отверг христианское благовестие, узрев в нем проповедь слабости и раболепия - между тем очевидно, что для того, чтобы подставить другую щеку, требуется невероятная сила, которая не снилась чемпиону мира по боксу в тяжелом весе.
Самый яркий и почитаемый миллионами людей во всем мире лидер всех времен и народов, Иисус Христос, был Богом, отказавшимся от почестей и славы, принявший «образ раба», пришедшим послужить своим творениям и принять за них смерть во искупление первородного греха (которое есть ничто иное, как одержимость своим "я", жажда самоутверждения). Своей жизнью Христос доказал, что служение ближним, ответственность за них и забота о них - признак силы, а не слабости, высоты, а не унижения, свободы, а не рабства. И то, что только подлинно сильный и благородный человек способен на самопожертвование и ответственность за других. И то, что агрессия, деспотизм, стяжательство, тщеславие, честолюбие, ложь - это, на самом деле, путь слепцов и слабаков, одержимых собственными страстями.
Итак, Христос учит нас тому, что лидером может быть лишь тот, кто идет путем служения; что лидерство неразрывно связано со служением и вытекает из него.
И это находит подтверждение в человеческой природе: дело в том, что расхожее представление о том, что есть люди, созданные для рабства, а есть - созданные для господства - ошибочно. Каждый человек имеет потенцию к лидерству; и ее реализация во многом зависит от того, хорошо ли он обучен служить ближним и дальним. Если он умеет брать на себя ответственность за себя и других - он лидер, и совершенно неважно, какая у него внешность, какие у него связи и сколько у него денег на счету. Если человек умеет жить не только для себя, но и для других - он безусловный лидер, который обязательно добьется общественного признания.
Я так долго рассуждала о лидерстве и служении, что, скорее всего, все уже забыли о том, что изначально мы говорили о том, чем путь российского школьника отличается от пути нешкольника.
Я считаю, что коренное отличие - именно в том, что для школьника путь истинного лидерства совершенно невозможен. Современная школа зиждется на принципе социального дарвинизма, - или ты, или тебя, - в ней выживает лишь сильнейший. Служат в школе только шестерки паханам, а подставляет щеку для удара только аутсайдер, затравленный гогочущей толпой. Школа обречена потому, что в ней нет места Христу - а там, где нет Его присутствия, остается рукотворный ад.
Что касается нешкольника, то у ребенка, воспитывающегося в семье, есть все шансы постичь за годы учебы путь к истинному лидерству - разумеется, если этот путь понятен родителям и практикуем ими. За годы домашнего обучения родители могут без помех со стороны враждебной среды обучить ребенка принципам социального служения и социальной ответственности (если уж не могут, в силу своих взглядов, привить ему принципы служения Богу, а через Него - ближним и обществу). Дети, на которых не давит враждебное окружение, с легкостью воспринимают ясные и очевидные принципы подлинно человеческого поведения - и эти навыки помогают им быть по-настоящему успешными почти в любом коллективе, в который они попадают: ведь они думают не о себе, а обо всех, и это неминуемо завоевывает симпатии окружающих, даже первоначально недружелюбных и настороженных. Пожалуй, этих принципов не достаточно лишь в крайне неблагоприятных условиях агрессивно-враждебной среды, и там требуются уже другие, воинские навыки - но об этом мы сейчас не будем говорить, это тема особая. Но в 90% случаев умения служить другим и понимать их более чем достаточно для того, чтобы добиваться признания в любом обществе и со временем становиться лидером в нем.