Путь нешкольника: лидерство через служение

May 08, 2010 02:31

Итак, в чем же заключается  третий путь, открытый для  нешкольника  в условиях семейного образования и невозможный в общеобразовательной школе?

Этот путь  лежит через правильное понимание таких социальных феноменов, как  лидерство и служение. Лидерство сейчас многие  склонны понимать  превратно - как следствие богатства,    популярности,  положения в обществе - поскольку все это  дает человеку власть над другими людьми без принятия ответственности за них. Служение, в подавляющем большинстве случаев,  также трактуется неверно: сейчас принято считать, что служение есть синоним рабства и унижения. Воистину гибельная ошибка! Она привела к  самым печальным последствиям.  В нашем обществе множество людей  всеми силами избегает служения другим, и в то же время оголтело стремится к  превратно понимаемому лидерству любой ценой, даже ценой  попрания прав, свобод и самих жизней других людей. В конце концов, если ты достиг вершины социальной пирамиды, сумев обмануть и ближних, и дальних, и закон, им мораль, и собственную совесть, все это уже не будет иметь значения - победителей не судят. Ну, а если не получилось, если  ближние, дальние, закон или совесть оказались сильнее - сам виноват, значит, ты не Тиматеус, а Дюдю. Мысль о том, что настоящий лидер - это не Тиматеус, уничтожающий  Дюдю, а Тиматеус, служащий Дюдю - совершенно чужда большинству наших современников. Сегодня  почти никто не понимает того, что лидер - не тот человек, который добился контроля над окружающими посредством террора,  демагогии, шантажа или подкупа; того, что  лидер - это человек¸ способный брать на себя ответственность за себя и за других; и чем больше тех, за кого он готов быть в ответе - тем более ярко выражено лидерство такой личности.

Между тем, это совершенно очевидно. Понятно, что в драке более сильным должен признаваться тот, кто нокаутирует соперника; но кто сильнее сильного? Только тот, кто способен выйти из драки без нокаута - тот, кто способен оказаться над схваткой, кто понимает своего соперника и сочувствует ему,  кто видит в нем брата и готов прийти к нему на помощь.  Так следует понимать слова Христа о том, что на удар следует подставлять другую щеку. Ницше с неистовством отверг христианское благовестие, узрев в нем проповедь слабости и раболепия  - между тем очевидно, что для того, чтобы подставить другую щеку, требуется невероятная сила, которая не снилась чемпиону мира по боксу в тяжелом весе.

Самый яркий и почитаемый миллионами людей во всем мире лидер всех времен и народов, Иисус Христос, был Богом,  отказавшимся от почестей и славы, принявший «образ раба», пришедшим послужить своим творениям и принять за них смерть во искупление первородного греха (которое есть ничто иное, как одержимость своим "я", жажда самоутверждения). Своей жизнью Христос  доказал, что служение ближним, ответственность за них и забота о них - признак силы, а не слабости, высоты, а не унижения, свободы, а не рабства.  И то, что только подлинно сильный и благородный человек способен на самопожертвование и  ответственность за других. И то, что агрессия, деспотизм, стяжательство, тщеславие, честолюбие, ложь  - это, на самом деле, путь слепцов и слабаков, одержимых  собственными страстями.

Итак, Христос учит нас тому, что лидером может быть лишь тот, кто  идет путем служения; что лидерство неразрывно связано со служением и вытекает из него.

И это находит подтверждение в человеческой природе: дело в том, что расхожее представление о том, что  есть люди, созданные для рабства, а есть - созданные для господства - ошибочно. Каждый человек имеет потенцию к лидерству; и ее реализация во многом зависит от того, хорошо ли он обучен служить ближним и дальним. Если он умеет брать на себя ответственность за себя и других - он лидер, и совершенно неважно, какая у него внешность, какие у него связи и сколько у него денег на счету. Если человек умеет жить не только для себя, но и для других - он безусловный лидер, который обязательно  добьется общественного признания.

Я так долго рассуждала  о лидерстве и служении, что, скорее всего, все уже забыли о том, что изначально мы говорили о том, чем путь российского школьника отличается от пути нешкольника.

Я считаю, что коренное отличие - именно в том, что для школьника путь истинного лидерства совершенно невозможен. Современная школа  зиждется на принципе социального дарвинизма, - или ты, или тебя, -   в ней выживает лишь  сильнейший. Служат в школе только шестерки паханам, а подставляет щеку для удара только аутсайдер, затравленный гогочущей толпой. Школа обречена потому, что в ней нет места Христу - а там, где нет Его присутствия,  остается рукотворный ад.

Что касается нешкольника, то у ребенка, воспитывающегося в семье, есть все шансы постичь за годы учебы путь к истинному лидерству - разумеется, если этот путь понятен родителям и практикуем ими.  За годы домашнего обучения родители могут без помех со стороны враждебной среды обучить ребенка принципам социального служения и социальной ответственности (если уж не могут, в силу своих взглядов, привить ему принципы служения Богу, а через Него - ближним и обществу). Дети, на которых не давит враждебное окружение, с легкостью воспринимают ясные и очевидные принципы подлинно человеческого поведения - и эти навыки помогают им быть  по-настоящему  успешными  почти в любом коллективе, в который они попадают: ведь они думают не о себе, а обо всех, и это неминуемо завоевывает симпатии окружающих, даже первоначально недружелюбных и настороженных. Пожалуй, этих принципов не достаточно лишь в крайне неблагоприятных условиях агрессивно-враждебной среды, и там требуются уже другие, воинские навыки - но об этом мы сейчас не будем говорить, это  тема особая.  Но в 90% случаев умения служить другим и понимать их более чем достаточно для того, чтобы добиваться признания в любом обществе и со временем становиться лидером в нем.


семья, социум, школа, homeschooling, социализация

Previous post Next post
Up