Для ГДР Эрнст Тельман, вождь немецких коммунистов, убитый нацистами в концлагере Бухенвальд в 1944 году, был примерно тем же, чем в СССР был Ленин. Его именем были названы сотни площадей и улиц по всей стране, ему были поставлены десятки памятников, его бюсты разной величины украшали райкомы, школы, кабинеты политпросвещения и т.д.
В Советском Союзе Тельмана тоже чтили наряду с другими основателями и функционерами европейских компартий - румыном Георгиу Дежем, болгарином Георгием Димитровым, венгром Бела Куном, чехом Клементом Готвальдом и т.д., именами которых также назывались улицы и площади.
5 мая 1985 года в Москве на площади у метро Аэропорт состоялся торжественный митинг с участием высокопоставленных гостей. С наспех сколоченной трибуны, обтянутой красным кумачом, новоизбранный генсек КПСС Михаил Горбачев вместе с генсеком СЕПГ Эрихом Хонеккером славили успехи социализма и советско-немецкую дружбу. В знак этой дружбы было решено поставить у метро Аэропорт памятник Эрнсту Тельману, а место вокруг памятника назвать площадью Эрнста Тельмана. Так и произошло.
С тех пор много чего изменилось. Горбачев и Хонеккер лишились власти, не стало ни СССР, ни ГДР, на смену социализму пришел капитализм, а на пустыре у метро Аэропорт, на котором стоял памятник Тельману, был построен торговый центр - "Галерея Аэропорт". Исполинская фигура немецкого коммуниста в боевой позе мало вязалась с торговым центром как и вообще с Москвой. В лучшем случае коммунистический памятник мог служить наглядной иллюстрацией смены эпох, но вообще-то он оказался не нужен. Тем не менее коммунистические символы в нынешней России неприкосновенны, и памятник как стоял, так и стоит - вылизанный, чистый и весьма популярный. У этого заметного сооружения удобно договариваться о деловой встрече или любовном свидании, у его подножья всегда тусуются студенты расположенного рядом МАДИ.
Совсем другая участь постигла памятник Тельману в Берлине, так сказать, на родине. Там он воспринимается не как дань памяти героическому борцу против фашизма, а как кондовое произведение монументальной пропаганды. Мастера граффити оттачивают на нем свое мастерство, вокруг него гоняет молодежь на скейт-бордах, а в не очень ухоженном парке позади него собираются пьяницы и бомжи...