1 сентября 2019 года - 80 лет со дня начала Второй мировой войны, развязанной немцами и унесшей жизни 60 миллионов человек... Величайшее преступление в человеческой истории, вечное черное, кровавое пятно на немецком народе.... И тем не менее немцы очень легко обходятся с этой проблемой и никакой национальной травмы у них нет, точнее - больше нет. Не потому что психологическая травма забыта за давностью событий, а как раз наоборот - потому что НЕ забыта. Но вылечена. Каким образом?
Прежде всего на политическом, государственном уровне в послевоенной и тем более нынешней, объединенной, Германии совершенно четко и однозначно обозначено отношение к нацистскому периоду: это было страшное, позорное, преступное время, в котором не было НИ ОДНОЙ положительной стороны, НИ ОДНОГО светлого пятна НИ В ОДНОЙ области, если не считать единичных попыток сопротивления вроде заговора Штауфенберга, и за которые немцы несут полную ответственность. Тезисы о том, что «нельзя все мазать одной краской», что «и при Гитлере было все-таки что-то хорошее, строились автобаны, был создан фольксваген», возможно, распространены в обывательской среде, но на политическом, официально-идеологическом уровне абсолютно недопустимы. Нет, нет, нет - ничего позитивного в гитлеровском времени, начиная с прихода нацистов к власти 30 января 1933 года и кончая 9 мая 1945 года, нет. И точка. Этот период полностью ампутирован и помещен под стекло для всестороннего изучения. Открыты все архивы - военные, гестаповские, какие угодно, для всех, как историков, так и простых граждан. Везде, где только можно, в Германии установлены памятники жертвам и вывешены таблички с указанием совершенных немцами злодеяний. Даже в каком-то захолустном городишке вы наткнетесь на мемориальную табличку на стене какого-то здания, что здесь в период войны содержались в нечеловеческих условиях военнопленные или евреи и погибло столько-то человек.
Названы имена ВСЕХ палачей и преступников.
Отдельная и очень важная глава - как нацистских преступников после войны покрывала юстиция ФРГ и отчасти даже юстиция ГДР. На этот счет тоже нет никакого умолчания.
Вина немцев перед человечеством за события Второй мировой войны признается абсолютной. Преступления, совершенные другими народами, армиями других стран, в отношении самих немцев, не замалчиваются, но интерпретируются очень сдержанно. А Уничтожение английской авиацией Дрездена в 1945 году, резня немцев поляками в Быдгоще 3 сентября 1939 года (так называемое «кровавое воскресенье», активно использовавшееся геббельсовской пропагандой), «марши смерти», устроенные чехами изгоняемым немцам летом 1945 года, массовые изнасилования красноармейцами немок на оккупированных немецких территориях, потопление в январе 1945 советской подлодкой плавучего госпиталя «Вильгельм Густлофф» , когда погибло 9 тысяч человек - самая крупная в истории морская катастрофа, террор СМЕРШа в первые послевоенные годы в советской зоне оккупации против немецкого гражданского населения - официальная точка зрения, да и взгляд большинства немцев на эти события: ужасно, но мы сами это заслужили и наши преступления намного превосходят эти.
Из своего отношения к нацистскому прошлому немцы извлекают не только безусловную политическую выгоду, но еще и.... коммерческую. Все-таки немцы как никак нация предпринимателей и, если на чем-то можно легально заработать - warum nicht? Нацизм, обезвреженный, упрятанный под музейное стекло и выставленный на всеобщее обозрение, является в Германии одним из важнейших объектов туристического интереса и соответственно бизнеса.
Наверное, нет иностранного туриста, который бы, приехав в Берлин, не хотел повидать место, где находилась рейхсканцелярия, где располагалось гестапо и пыточные подвалы (музей «Топография террора») и прочие знаковые места, точнее их остатки, зловещего Третьего рейха. В Нюрнберге люди идут смотреть «партайтагсгеленде», нечто вроде стадиона, на котором нацисты устраивали свои факельные шествия, и зал суда, в котором проходил Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками, в Баварии массы туристов посещают Бехтерсгаден, Оберзальцберг, чтобы увидеть резиденцию «фюрера».
Безусловно, в Германии есть неонацисты, как активные, состоящие во всяких законспирированных объединениях, так и пассивные, на уровне мировоззрения, и возможно даже, что таких людей немало, но все же - во всяком случае пока - они погоду не делают. Скорее всего люди, родившиеся после войны и уж тем более нынешняя молодежь, вообще себя никак не идентифицирует ни с нацизмом, ни с войной. Но политики, заседающие в бундестаге, очень хорошо понимают: Германию сразу вновь унесет в погибельный мрак, стоит только немцам пересмотреть свое отношение к нацистскому прошлому, к холокосту, сказать себе, дескать, что тогда время было такое и все тогда были хороши, если бы Гитлер первым не напал на Россию, то Сталин бы точно напал на Германию, и вообще нам есть чем гордиться.... Нет, нет, если что немцы берут из Второй мировой войны, то, так сказать, опыт от противного: не война против европейских государств, а единая Европа, не захват чужих территорий, а общеевропейская кооперация, не «сила германского духа», а утверждение гуманистических ценностей.
Если теперь сравнить немецкий опыт с российским, то сразу бросается в глаза, насколько трудно приходится российским политикам и идеологам. Здесь - куда ни кинь, всюду клин. Везде ящик Пандоры. Начисто отречься от советского прошлого? Так вопрос даже и не стоит. Покаяться за преступления советского режима? Какие, пардон, преступления? Были ошибки, а так были в основном победы. Открыть все архивы НКВД-МГБ-КГБ? Да это же государственная тайна, причем наверное вообще самая главная тайна! В общем, у России особенная стать, в Россию можно только верить.