"Только та деятельность приносит плоды, которая бессознательна"

May 29, 2019 13:05

В  одном из своих писем Тургенев ссылается на Толстого, утверждавшего, что "только та деятельность приносит плоды, которая бессознательна". Мне не совсем понятно это высказывание. Что имел в виду Тургенев, а точнее Толстой? Может быть под "бессознательностью" он подразумевал, что надо стремиться к результату, не обращая внимания на то, что говорят ( Read more... )

Тургенев, результат, бессознательное, Толстой

Leave a comment

Comments 7

lj_frank_bot May 29 2019, 11:08:39 UTC
Здравствуйте!

Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Литература. Это также значит, что ваша запись попала в список свежих постов категорий на главной странице ЖЖ.

Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.

Фрэнк,

команда ЖЖ

Reply

digibi May 29 2019, 11:10:35 UTC
ок

Reply


verbarium May 30 2019, 05:48:53 UTC
Толстой почти всегда выражается хотя и громоздко, но довольно точно. Прямое толкование: 1) действовать, не сообразуясь с мнением других, 2) не заботясь о плодах дела, совершать (благое) действие ради самого действия. Но, думаю, здесь есть и более тонкий подтекст: совершать доброе деяние автоматически, достичь такого духовного состояния, когда бы дело делалось без внутреннего осознанного побуждения, а лишь в соответствии с собственной обретенной и уже не изменяющейся благой природой. По крайней мере, в психологии Абхидхаммы есть такой этический аспект: добро, совершаемое с побуждением или без побуждения. "С побуждением" - означает как с воздействием извне, так и изнутри. В первом случае - со стороны других, во втором - после личного обдумывания, согласно собственному размышлению о благом и не благом. В максимуме, доброе действие и его плоды универсально позитивны, когда совершаются спонтанно, как бы от лица всеобщей гармонии.

Reply

digibi May 30 2019, 10:20:10 UTC
Не могу не отдать должное вашей проницательности. Наверное в этом ключе и мыслил Толстой, который, кстати, позже и пришел к буддизму. Но и "бессознательного" есть еще один синоним, который можно найти в русской классике - вдохновение. То есть только та деятельность приносит плоды, в основе которой лежит вдохновение? Но на одном вдохновении профессиональный художник далеко не уедет, нужен рутинный труд, насилие над собой. Мне понравилась фраза, кажется, жены Гюго, о том, как он писал свой "Собор Парижской богоматери": "Он входил в свой роман, как в тюрьму". При этом она имела в виду то, что Гюго заходил в свой кабинет и не покидал его, пока не напишет столько-то страниц.

Reply

verbarium May 30 2019, 11:47:01 UTC
Да, именно что "в основе". Рутинная работа, конечно, это постоянное усилие, преодоление, но если первичный порыв был лишен каких-либо побочных соображений, работа будет сделана хорошо. Этот первоначальный чистый импульс только, по-моему, и помогает вытянуть потом рутину.

Reply


allnewhorizons June 6 2019, 16:19:49 UTC
Может быть, он о том, что "процесс ради процесса", а не для достижения какого-то результата.
Получать радость от того, что ты чем-то занят и не фокусировать внимание на том, что это занятие может принести.

Reply

digibi June 6 2019, 17:22:29 UTC
Да, наверное вы правы.

Reply


Leave a comment

Up