Побывал на замечательной исторической выставке, посвященной эпохе и личности Гитлера. Шел с предубеждением, что это какая-то коммерческая мура, паразитирующая на феномене Гитлера, а оказалось, что это очень серьезное исследование, охватывающее очень многие аспекты того времени. Множество деталий и фактов, либо неизвестных широкой публике, либо известных ею в виде легенд, не имеющих отношения к реальности. Гитлер (а поначалу ГиДлер, Hiedler) - это, оказывается фамилия отца "фюрера", который сменил на нее прежнюю фамилию Шикльгрубер, чтобы получить свою долю в наследстве кого-то из родственников.
На мировоззрение Гитлера оказали влияние многие факторы, в частности, прусский милитаризм, культ громких прусских военных побед в 19 веке, а таковых были три: победа над Данией в 1850 году, победа над Австрией в 1866 году и победа над Францией в 1870 году. Идея сверхчеловека, фюрера родилась у Гитлера, когда он слушал оперу "Риенци" Вагнера.
Я не знал, что нацисткая партия была поначалу бедна и зарабатывала на всем, чем только могла. Вход на выступления нацистских ораторов был платным и только Гитлера можно было слушать бесплатно. В основном нацистская партия финансировалась из членских взносов. Также мне было неизвестно, что американский автомобильный магнат и лютый антисемит Генри Форд был награжден каким-то нацистским орденом и поставлял свои автомобили как американской, так и немецкой армии.
Выставка состоит из десятков залов, расположенных на трех этажах в помещении бетонного бункера, служившего в годы войны немцам бомбоубежищем.
Кульминацией выставки является в точности воссозданная комната в бункере Гитлера, в которой он вместе со своей женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством. Очень важно, что выставка показывает Гитлера не как мистического демона, совратившего немецкий народ, а именно как воплощение немецкого народа, совершившего самые страшные преступления в 20 веке.
Единственный "недостаток" выставки - ее объемность, хотя в ней, конечно, важно все и ничего сокращать не надо. Но з полтора-два часа я "освоил" только треть ее и уже устал, восприятие насытилось. Надо будет пойти еще раз два.
Знакомство с историей - очень важная функция этой выставки, но не главная. А главная это то, что она служит лучшим лекарством от ностальгии. Я часто ругаю наше время и очень недоволен им, но какое же это счастье, выходя из выставки, попадать из гитлеровско-сталинского времени в наш чудесный просвещенный сытый цивилизованный двадцать первый век, несмотря на все оговорки!