May 21, 2018 00:19
Вспомнились молодые годы: филфак, курс зарубежной литературы, немецкий романтизм. Йенские романтики, гейдельбергские, берлинские. Новалис, Тик, Арним и Брентано, братья Шлегели, Гофман, Клейст, Шамиссо. Произведения с драматическими сюжетами, драматические судьбы авторов. Клейст, затравленный Гете, застрелился, Гофман спился, Новалис умер в 29 лет от туберкулеза. Люди, чьи образы и идеи формировали духовную жизнь Европы в первой половине 19 века, которая потом материализовалась в политику, войны и революции. Одни немецкие романтики были ярыми националистами-консерваторами, воспевавшими готические замки, тевтонских рыцарей и природу родного края, другие напротив - мечтали о свободе, человечности, выступали в защиту человеческого достоинства. Отклики одних идей мы находим у Маркса, других - у Гитлера.
И вот я еду в Йену, старинный университетский город в Тюрингии. Сегодня Йена известна прежде всего оптической продукцией цейсовских заводов, но меня интересует йенская школа романтиков, а также дом Шиллера, который прожил здесь несколько лет и благодаря протекции Гете получил место профессора истории в местном университете.
В старом городе в трехэтажном доме, принадлежавшем некогда философу Готлибу Фихте, располагается музей романтизма. Его главные экспонаты - это не столько мебель и прочие аутентичные предметы того времени, сколько мысли, слова. Концепции, изречения, выдержки из писем. Они висят в виде табличек, выложены на столах, написаны на стенах. Листки можно купить по цене 10 центов за штуку. Многое и сегодня вызывает интерес, что-то звучит на удивление по-прежнему актуально. "Это были прекрасные блистательные времена, когда Европа была еще христианской", с горечью замечает Новалис в в начале 19 века.
А вот что пишет Отто Филипп Рунге в 1802 году: "В произведениях искусства всех времен мы отчетливо видим, как постепенно менялся человеческий род и как никогда не возвращалась прежняя эпоха. Каким же надо быть безумцем, чтобы хотеть восстановления старого искусства!"
Здесь я, конечно, не буду всего рассказывать о Йене, знаменитой не только своими литераторами, но и философами и учеными-естествоиспытателями, скажу только, что этот чудесный город непременно стоит того, чтобы его посетить.
А из Йены я поехал в Эрфурт, столицу Тюрингии. К достопримечательностям, известным еще со времен ГДР, теперь добавилась еще две: старая синагога, в которой очень интересно рассказывается о положении евреев в Эрфурте в средние века, а также здание фирмы "Топф и сыновья ", той самой, которая изготавливала печи для крематориев нацистских концлагерей. Теперь в бывшем здании фирмы расположен музей, в котором - надо отдать должное немцам - с беспощадной правдивостью показано, как некогда обычная гражданская фирма оказалась орудием холокоста.
Из Эфурта я отправился в прелестный старинный и очень уютный городок Айзенах, где родился великий композитор Бах и где монах Мартин Лютер, скрываясь в крепости Вартбург от преследователей, переводил Библию на немецкий.
На обратном пути я заехал в городок Наумбург поглядеть на одну из самых знаменитых скульптур средневековья - так называемую Прекрасную Уту, хранящуюся в местном соборе. В Наумбурге с удивлением узнал, что там, в этом захолустье, кажется, семь лет прожил философ Ницше. В городе имеется его музей, но туда я, к сожалению, не попал, поскольку он оказался уже закрыт. Но что может быть прекраснее путешествия по культурному маршруту?
синагога,
Шиллер,
Эрфурт,
Гете,
Немецкий романтизм,
Йена,
холокост,
Топф и сыновья,
Гитлер,
Новалис,
евреи