Тут просили впечатлений от Теслы 3. Поначалу я их даже взялся писать, потом помимо очевидного «ничего нового я не скажу, все давно обговорено-переговорено», понял, что Тесла людям либо зайдет, и тогда любой рассказ становится несущественным. Либо не зайдет, но тогда и говорить вообще не о чем.
Например, если вам зашел Айфон или другая яблочная продукция, вы спокойно согласитесь с его недостатками. Иногда эти недостатки могут вас даже раздражать, но общей привязанности, ощущения удобства, продуманности и отточенности продукта это не изменит. А если не зашел, то никакие очевидные достоинства привязанности к Эпплу не создадут.
С Теслой у меня совершенно аналогичные ощущения. И ее плюсы-минусы, что интересно, практически один в один повторяют Эппл: относительная дороговизна в своем классе и отгороженность экосистемы с одной стороны + забота о существующих (не только будущих) клиентах и удивительная гармоничность и целостность всего решения - с другой.
Всегда найдутся более эффективные по тех.параметрам, или цена/возможности, или просто по цене, более мощные, более быстрые, более гигагерцовые, более высокие, более емкие и т.д. и т.п варианты. И минусов у Теслы тоже полно. И несмотря на это, сегодня Тесла - на три головы выше любого существующего автопроизводителя в своем классе.
Потому что продает потребителю платформу, да еще сделанную в форме охуительного обалденного автомобиля (я сейчас оцениваю исключительно автомобильные характеристики; в любом случае у меня, не столько нищеброда, сколь не великого фаната скорости/лошадей/времени от 0 до 100/вот этого вот всего, ничего лучшего на дороге еще не было), а не законченный автомобиль, про который производитель забывает через час после продажи.
Хуже того, забывает, содрав за относительно тривиальные и уже реализованные функции дополнительное бабло. Я намекаю на Ioniq 5, где функция отображения боковой камеры на главном дисплее доступна только в более дорогой конфигурации (хотя в более дешевой точно такой же дисплей и такая же камера). В Тесле же эту возможность открыли бесплатно и всем прошлым, настоящим и будущим покупателям, как только разработали.
Понятно, что в итоге перестроятся все. Что со временем самсунги хоть и не перестанут клепать 10500 конкурирующих друг с другом моделей, но немного задумаются о поза- и прошлогодних потребителях, и глядишь, починят им пару багов и накатят пару апдейтов.
Но пока что я не наблюдаю на горизонте такого «самсунга». Ни по единому параметру. Начиная от тривиального - стадии заказа, где автопроизводитель торгует напрямую с клиентом, где вся процедура и информация в одном приложении, все ясно и прозрачно даже с учетом больших очередей и неясностей с поставками. И заканчивая ощущением всамделишной, достаточно богатой экосистемы. Я говорю не только про сообщество или сеть суперчарджеров. Машина каждые пару недель тупо становится лучше, раз за разом, даже если вы купили ее 3 года назад, и даже если никаких новых возможностей в этом апдейте не внедрили, поумневшая Нейронная Сеть неизменно поделится новой мудростью со всеми автомозгами на планете.
Как профессионала, меня буквально поражает «инхаусность» технологических решений Теслы. Самим написать весь внутренний стек автомобильного(!) софта с блэкджеком и ADAS-ами (пусть и спорят какого он там уровня) - это очень круто! Помимо всех прочих достоинств в гибкости и независимости от жирных ОЕМов, это в том числе открывает дорогу свободным, частым апдейтам всего стека, от обновленной версии приложения «Пердеж» до фикса официальных recall-ов.
Кому интересны технические подробности (прочим абзац пропустить!), удаленное обновление автомобильного софта (то, что называется OTA - Over The Air) является очень непростой для подавляющего большинства сегодняшних автопроизводителей задачей. Казалось бы, в XXI веке любой утюг в состоянии получить обновление «фирмвера», проверить его целостность и соответствие условиям обновления, но с автомобилями происходит следующая беда. Типичный софт автомобиля состоит, как минимум, из трех больших (и очень дорогих) куска совершенно разных вендоров, каждый из которых дает свой «кусок» конкретно этим двум другим кускам, и больше никому. Между вендорами отсутствует взаимное доверие, так что соорудить готовый образ софта они совместно могут (собравшись всем составом и подписав друг другу 2 конкретных чужих куска в тайной темной комнате), а поручить кому-то одному подготовить, залить по интернету и удостоверить этот образ - нет. Это немного упрощенно, в реальности там все сильно сложнее (например,автомобильный ОЕМ до определенной степени не доверяет даже чипмэйкеру, процессор которого в сущности и проверяет правильность и неизменность софта), но мой поинт заключается в том, что будучи единым root of trust всего стека, Тесла обладает серьезным технологическим преимуществом.
Раздражающее многих отсутствие кнопок мне лично очень импонирует. Автомобили давно стали достаточно умными, чтобы доверить им самостоятельно включать и выключать фары, дворники, ближний-дальний свет, климат-контроль и проч. И что-то не припомню, чтобы я часто нажимал на какие-либо кнопки в своих авто последние годы, ну, помимо громкости или на телефон там ответить. А кнопки - очень дорогое удовольствие, не говоря уже о километрах тянущихся к ним проводов, которые заменяют тоже недешевыми сериализаторами, но один хрен выходит недешево, сложно, небезопасно, еще и вес приличный.
У всего этого великолепия достоинств есть и безусловные отрицательные стороны. «Гаджетовость» автомобиля не всем приходится по душе, ведь консерватизм присущ автовладельцам не меньше, чем автопроизводителям. Баги, рисеты, потенциальное видимое изменение поведения автомобиля после очередного обновления кому-то явно не понравятся. Навигация в Тесле работает значительно хуже Вейза: устаревшие карты, отсутствие альтернативных маршрутов, проблемы с ивритом, маленький фонт для моих старческих глаз. Отсутствие «из коробки» Apple CarPlay или Google Car... Тесла - не идеальная машина, и список минусов можно продолжить.
Но, как не трудно догадаться, Тесла мне очень зашла.
Мой Телеграм для всякого-разного
https://t.me/digest2