Отпишусь-ка и я про Чернобыль. Все-таки рейтинг 9.6 по imdb, обогнал даже Breaking Bad и Игры престолов.
Сериал не понравился абсолютно. Если в Играх престолов бред и несуразица оправдываются "фантастичностью" мира, то авария на Чернобыльской АЭС была не просто реальна: слишком многие люди были ее свидетелями, далекими или близкими. Понятно что HBO снимала сериал для совершенно другой целевой аудитории, но если сценарист и режиссер претендуют на историческую правду и тратят немалые материальные и съемочные усилия для аутентичности сцен, например, снимая настоящий кафель в советском медучреждении (такой ни с чем не спутать и никакими голливудскими спецэффектами не смоделировать!), они должны быть хоть немного объективнее.
Драм в настоящем Чернобыле было на 20 сериалов, не было никакой причины придумывать новые.
Главная претензия к сериалу - он словно пришел к нам из времен Холодной войны со сценариям из Propaganda в чистом виде.
Первую четверть сериала нам показывают как пришельцы из Альфа Центавра подарили Совку™ чернобыльский реактор. Иначе как понимать то неподдельное удивление, с которым ученые-ядерщики и работники атомной (атомной, Карл!) электростанции встречают известия о поражающих факторах взрыва. Радиация? Какая радиация, никогда не слышали! Ближайшие дозиметры оказываются на далекой шведской(sic!) АЭС, зампредсовмина СССР до такой степени не знает что такое цепная реакция, что грозится выкинуть академика (sic!) из вертолета. И это, сука, в стране, в которой атомную бонбу разбирали-собирали на время на уроках НВП!
В последней серии на халатах всех(!) работников станции вдруг магическим образом оказываются персональные дозиметры (видимо, костюмеры не успели рассказать режиссеру что это за коробочки), а в момент аварии персонал бегает в панике, не зная что делать, никаких протоколов нет (решения принимаются импульсивно, после выкуренной в пыли и дыму сигареты), пожарные не знают что и чем тушить, начальство не знает что и кому докладывать.
Не понявшим аллегорию "обезьяна с гранатой", предлагают стандартный набор попроще: солдаты. В сериале везде солдаты. С автоматами АК-47. У каждой двери и даже у каждой колонны в кремлевских дворцах (sic!). В х/б или парадке, сержанты и прапорщики, всех возможных родов войск, но чистые, молчаливые, без слов понимающие приказ выдать повестку, сопроводить на обломки реактора, арестовать, а по неподчинении расстрелять на месте. Под стать солдатам все без исключения граждане: хмурые, общающиеся короткими рублеными фразами в режиме Tovarisch™.
Вот, про граждан. В сериале нет ни одного достоверного диалога! Ни единого мазафакинг аутентичного диалога, Карл, даже третьестепенного где-нибудь в библиотеке! Настоящие люди так себя не вели и не говорили. Власти (на примере Горбачева и Щербины) не вещали как шерифы из вестернов. Шахтеры из Тулы не разговаривали как техасские ковбои, призванные добровольно (насильно в Чернобыль не загоняли, я как раз в 86-88 служил) "партизаны" физически не могли издавать звуки, которые им вложили в уста сценаристы. Невнимание Голливуда™ к элементарным, дешевейшим мелочам в атрибутике всегда было для совершеннейшей загадкой. Но в "Чернобыле" побиты все рекорды. Как можно тащить всю съемочную группу на похожую АЗС в Прибалтике, только чтобы сооружения и труба рядом с 4-м энергоблоком выглядели похоже, при этом не потратить минимум усилий и ноль денег для достоверности диалога, начальственного стола, одежды или повседневного поведения людей?!
Пародийный лубочный космонавт Андропов в "Армагеддоне" выглядит реальнейшим персонажем в сравнении с призванным "втемную" (!), не служившим ранее пацаном, которого в первый же день(!!) посылают убивать домашних животных(!!!), почему-то из охотничьего карабина(!!!!). В перерывах расстрельная команда, в которую помимо зеленого пацана входят два головореза-убийцы из Афганистана (!!!!!), глушит водяру прямо из бутылок... тут у меня кончаются восклицательные знаки. Ну девочка, ну еб твою мать!© Водка обязана присутствовать в сериале о русских, но целые ее ящики, штабеля(!), в военном городке? У шахтеров во время перекура?! Лехаим из горла по выходу из развалин 4-го блока, едва сняв противогаз?!! Они б еще на крыше на балайке сыграли, с танцующим среди дымящегося графита и обломков реактора медведем...
Вторая претензия относится к главному сюжету - поиску "причины" взрыва. Из катастрофы такого масштаба можно найти сюжет поинтереснее. Про концевой эффект - великую “тайну”, которую ищет Легасов и который зловещий КГБ пытается уговорить его скрыть от мира, ядерщики знали еще за 3 года до аварии, наблюдая этот эффект во время первых пусков реакторов РБМК на разных АЭС, в том числе, по злой иронии, и во время первого пуска злосчастного чернобыльского реактора 4-го энергоблока! Аналогично - с паровым коэффициентом реактивности. Реакторы РБМК в сраной Рашке™ были с конструктивными недостатками, но ведь не мог же реальный Легасов весь сериал чесать репу "как же оно там все работает?".
Кстати, о Легасове. Академик Легасов, замдиректор Института Курчатова, завкафедрой химического факультета МГУ, лауреат Ленинской и гос.премий, кавалер орденов Ленина и ТКЗ, заместитель руководителя Правительственной комиссии по ликвидации Чернобыльской аварии, ученый из ученых, номенклатурщик из номенклатурщиков, элита из элит, показан каким-то испуганным, заикающимся аспирантишкой. Стоит ли после удивляться тому, что обычные инженеры на станции выглядят совсем уж коленотрясущимися дебилами, а мелкое техническое начальство один в один повторяет поведение американских сержантов на курсах молодого бойца.
На фоне таких искажений и полной неправоподобности мелочи вроде суда присяжных в СССР (sic!), выдуманного "Моста смерти", цифр о пострадавших из желтой прессы и т.п. уже не выглядят из ряда вон. Телеграфное перечисление всех "страшилок" советского режима - революционеров, Голодомора, Сталина, КГБ, расстрелов, Афгана, евреев и поляков - достоверности рассказу о чернобыльской Трагедии не прибавляет ни на грош.
Жаль задумку. Могло получиться очень круто. Тема страшная и богатая на сюжеты. Оператор старался на славу, некоторые съемки реально круты. Но сочуствия и единения с героями не возникает. Нельзя сопереживать тому, чему не веришь.