Oct 12, 2012 01:13
Что-то я забыла, что именно входит в школьную программу из Пастернака. Настолько, что при всей отличности аттестата, не вспомнила, даже потратив на раздумья полчаса. Доктор Живаго, же, действительно.
Мне кажется, что Пастернак плохо ложится на восприятие без музыки. И в прозе, и в стихах его столько ритма, столько мотива, что удивительно, почему это не было очевидно мне с самого начала. Само собой, это оттого, что ожидая четкой линии, четкого сюжета от прозы, я не уловила его эмоционального посыла. Странно, ведь очевидно же, что роман в котором стихотворная форма почти также важна, как портреты героев, просто кричит о психологической подоплеке всего описанного.
Но нет, нет - тогда, при первом прочтении, все эти нюансы разбились об отсутствие четких линий сюжета. Несоответствие ожиданий реальным впечатлениям от текста просто взяло и скрыло от меня всю красоту и весь философский подтекст.
Представляю, насколько иначе воспринимается Пастернак под музыку. Вот перестук, похожий на танец феи драже у Чайковского:
"Все утро голубь ворковал
На желобах,
Как рукава сырых рубах,
Мертвели ветки.
Накрапывало. Налегке
Шли пыльным рынком тучи,
Тоску на рыночном лотке,
Боюсь, мою
Баюча..."
Это же чистая музыка.. Или вот чем-то похоже на Рахманиновские разливы:
"Любимая - жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный.
И хаос опять выползает на свет,
Как во времена ископаемых.
Глаза ему тонны туманов слезят.
Он застлан. Он кажется мамонтом..."
Вот так вот, теперь можно и перечитать Доктора Живаго. Пора!