Китай. Предчувствие обвала.

Feb 04, 2009 14:39

1992 14.2 %             1993 14 %       1994 13.1 %    1995 10.9 %

1996 10 %                1997 9.3 %      1998 7.8 %      1999 7.6 %

2000 8.4  %              2001 8.3 %

2002 9.1 %             2003 10 %       2004 10,1 %    2005 10.4 %

2006 11.1 %           2007 13  %       2008 9.3 %

Поначалу все выглядит логично: стремительный рост после развертывания рыночных реформ с постепенным замедлением по мере исчерпания эффекта низкой базы вплоть до 1999 г. Минимальный прирост темпа в 2000 г не вызывает удивления. Преодоление соседями «азиатского» кризиса могло принести свои дивиденды. Но с 2002 года тенденция переламывается, и, с каждым годом, ломая все стереотипы, экономика Китая начинает расти все быстрее и быстрее. С 2003 по 2007 года ускорение шло практически по экспоненте.

Кредитный пузырь и китайский «тигр»

В чем причина? Гениальная экономическая политика партии и правительства с каждым годом становится все гениальнее? Вряд ли. Хотя заслуга китайского руководства в происходившем несомненно есть. Был создан инвестиционный климат, сделавший Китай с его огромными трудовыми ресурсами и потенциально емким внутренним рынком, местом первого выбора для капиталовложений в развивающиеся рынки.

По сути, как и рынок недвижимости, как и commodities (товары, торгуемые на биржах) в самые последние годы, Китай стал одной из ключевых точек раздувания кредитного пузыря, накачиваемого Федеральной резервной системой. Так что точка перелома тенденции - 2002 год - здесь не выглядит случайной. Процесс принимал все более крайние формы. Невиданный 13 процентный рост ВВП Китая в 2007 году, всплеск инфляции в 2007-2008 годах тому свидетельство.

А что обычно случается с пузырями раздувавшимися быстрее всех?.. То-то и оно. Предположения, основанные на том, что если развивавшиеся умеренным темпом от роста в +4 процента экономики попадут в падение на -2 %, то Китай со своих +13% спустится до +7-8 %, боюсь, имеет шансы оказаться далеки от реальности. Нельзя исключить, что вместо ожидаемого умеренного роста мы увидим в 2009 году глубокий провал.

Внутренний спрос как последняя надежда

Однако, говорят многие эксперты, Китай может выйти из положения за счет стимулирования внутреннего потребления, которое компенсирует ему потерю экспортных рынков. Эту идею стоит рассмотреть подробнее.

Начнем с того, что политику стимулирования внутреннего потребления Китай начал еще до наступления этого кризиса. Одним из проявлений этого, кстати, стало укрепление юаня к доллару США на 18 % за три года. Однако говорить об уверенном расширении этого спроса сегодня не приходится.

Наоборот, некоторые кризисные процессы проявились в Китае еще до того как в полную силу разразился мировой кризис. Так, например, в крупнейших китайских мегаполисах началось падение цен на недвижимость, а проблемы фондового рынка начались еще в марте 2008 года. Осенью 2008 года в полную силу развернулся процесс массового закрытия предприятий работавших на экспорт, возвращения рабочих в деревню. Что внутренний спрос тоже явно не увеличивает.

Правительство планирует использовать для стимулирования экономики свои действительно огромные валютные резервы. Однако, есть основания сомневаться, что эти действия кардинально изменят ситуацию.

Для начала следует сказать, что экспортные производства не всегда легко переориентировать на внутренний спрос. Не весь ассортимент Walmart востребован частным китайским потребителем, а уж представить правительство закупающим по паре плюшевых панд и CD-плееру для каждого бойца НОАК и вовсе нелегко.

Другая проблема. Китайцы весьма склонны делать сбережения. Эта черта была хорошо заметна даже во времена бума. В кризисные годы она проявляется особенно ярко. Соответственно, попытка стимулировать спрос через население в стиле «Обама-мама» (деньги на здравоохранение, образование, прямые выплаты частным лицам, маскируемые под возврат налогов) в Китае скорее всего будут иметь гораздо меньший КПД, чем в США или в Европе.

Вложения в инфраструктуру, как способ поддержать спрос на ряд товаров и занятость населения, конечно, возможны, если речь идет, например, о простейшем дорожном строительстве. Попытки развивать что-то по-настоящему высокотехнологическое неизбежно приведет к тому, что часть средств будет стимулировать не внутреннее, а зарубежное производство.

Наконец, можем вспомнить собственный опыт. Золотовалютные резервы России по отношению к размеру экономики были в августе вполне сравнимы с китайскими. Ну и как мы теперь вспоминаем «тихую гавань»?

Спад в промышленности уже начался

Боюсь, китайцам переждать шторм тоже не удастся. Да, нам сообщают, по итогам 2008 года зарегистрирован рост ВВП в 9,8 %. Но, скорее всего эти цифры вольно или невольно маскируют всю серьезность происходящих в Китае процессов.

Иногда цифры выраженные в натуральных, а не в денежных показателях позволяют гораздо яснее понять, что, в действительности, происходит с экономикой. Приведу показатель, который служит одним из самых честных отражений реального положения дел в промышленности.

Потребление электроэнергии в Китае падало к концу 2008 года уже 3 месяца подряд. В декабре 2008 года оно снизилось на 7,9 % по сравнению с декабрем 2007 года. А к концу 1 квартала 2009 года, думается, глубину проблем, стоящих перед экономикой Китая скрывать станет уже невозможно.
Из того, что особо интересно нам

Вряд ли стоит ждать, что Китай компенсирует падения потребления нефти в развитых странах. Напротив, имеет все шансы сократиться собственное потребление.  В конце 2008 года был зафиксирован спад в нефтепереработке на 7 %.

Незначительно расширенный текст на Деньге.РУ. Ну и пара картинок для наглядности.







спад, экономика, рецессия, макроэкономика, китай, кризис

Previous post Next post
Up