Оригинал взят у
trim_c в
Психика и культураРаз уж начал писать сегодня о социальной психологии, то есть смысл продолжить тему, вот небольшая заметка, которую
разместил ![](http://snob.ru/i/snob-logo.png)
Новое исследование психолога Игоря Гроссманна из университета Мичигана под названием «
Культура, внимание и эмоции» установило: у русских обострена внимательность к негативным явлениям окружающего мира
69 московским и 64 мичиганским (белым американцам) студентам предлагали смотреть на вереницы картинок и нажимать на пробел, когда по их ощущению картинки хорошо запомнились. Среди большого количества картинок про облака появлялись изображения из хорошо известного психологам набора - Международной системы аффективных картинок. Эти картинки вызывают у всех людей положительные (котенок, отец играет с ребенком) и отрицательные (паук, змея, террорист) эмоции.
Москвичи существенно дольше задерживали внимание на негативных картинках по сравнению с положительными; американцы смотрели на картинки одинаковое время.
Но, возможно, дело не в конкретной культуре, а в сиюминутной сложной социальной ситуации, в которой находятся студенты? Чтобы ответить на этот вопрос, Гроссманн и коллеги проделали еще один, контрольный эксперимент - над 47 бикультурными (русско-латышскими) жителями Риги. Они задействовали необычный, но устоявшийся в науке прием, который называется «культурный прайминг». Добровольцам показывали наборы картинок, на которых, среди многочисленных изображений облаков, попадались изображения, которые имеют сильную связь с русской или латышской культурой (памятники архитектуры, национальные деятели искусств, народные поделки, костюмы). После каждой картинки добровольцам показывали карточку с каким-нибудь словом; на одних карточках была написана абракадабра, а на других - нормальные прилагательные. Добровольцы должны были как можно быстрее определить, что перед ними нормальное слово, и нажать на кнопку. Прилагательные были подобраны «положительные» и «отрицательные» («любезный», «услужливый» или «ленивый», «нелюдимый»).
Оказалось, что прайминг будто заставляет нас надеть «русскую» или «латышскую» шляпу: после «русских» картинок добровольцы гораздо быстрее распознавали отрицательные прилагательные, чем положительные, а после «латышских» им было все равно.
Результат поистине удивительный. Обостренное внимание к позитиву или негативу выглядит как глубинное свойство индивидуальной психики, по крайней мере на первый взгляд не профессионала.
А оно оказалось культурной детерминантой - русские насторожены, недоверчивы и ждут опасности и подвоха - вот ведь что оказалось.
Вспоминаются рассказы о том, что советского человека можно было легко опознать на улице западного города по хмурому и напряженному выражению лица. Признаться, я думал, что сейчас спустя 25 лет после СССР это явление уже исчезло. Я, кстати, отмечал когда-то про себя, что во время хрущевской оттепели люди стали существенно менее хмурыми, чем при Сталине - просто изменились лица на улицах - в 62-м они заметно отличались от 56-го.
А оказывается лица изменились, а глубинные основы нет. И русский, живущий в Латвии, превращается в "настоящего русского", стоит ему шпиль МГУ показать.
Так когда-то я был потрясен, как мои сокурсники, служившие в армии, одели форму в учебном лагере - и преобразились буквально на глазах: это был другие люди! А ведь уже 5 лет они были студентами... а тут мгновенно стали сержантами.
Оказывается "сгнило, да не пропало", психика мгновенно вспоминает стереотипы, они оживают от самого поверхностного напоминания. И русский все время ждет опасности, ловушки, подвоха, он на это настроен в самой своей глубине.
Оч-чень интересно
Отмечу - кратко и точно описана суть, и ничего не выдумал СНОБ, - можут, если хочут