Оригинал взят у
trim_c в
Лошадь превращается в свинью, или о странностях нравственного чувства Лавров
заверил, что здоровье Савченко «не вызывает опасений».
«Что касается здоровья Савченко, о котором в последнее время не перестают беспокоиться украинские и западные политики и журналисты, то оно не вызывает опасений. Савченко чувствует себя нормально, занимается физкультурой», - сказал он.
Странная вещь - наше нравственное чувство.
Есть люди - страшные, по настоящему страшные. о них известно. что руки у них в крови по локоть. Они убийцы. Между прочим, все т.н. герои, о которых рассказывает нам история, такие - ну почти все. Сократ, Будда и Христос не самые распространенные герои истории. В основном там Александр, Цезарь, Наполеон и Тамерлан - удачливые и умелые убийцы.
Но вот они не возмущают нашего нравственного чувства. Даже, замечу, у тех, кто полагает себя истинными христианами, - я говорю об искренне верующих воцерковленных людей.
Даже куда худшие бандиты при близком общении вовсе не всегда вызывают отвращение и осуждение - перечтите "Записки из мертвого дома", одну из самых важных в моем представлении книг Достоевского.
Т.е. можно быть человеком страшным, но не внушать отвращения - так устроена даже не мораль наша, а наше "нравственное чувство", во многом унаследованное от наших звериных предков. Потому что лев и тигр внушают страх, но вовсе не внушают отвращение, отвращение внушают жабы, я подозреваю, что где-то здесь истоки нравственных чувств.
И - вот поистине важный факт - во все времена не чувство подчинялось морали, но как раз напротив - проповедуемая мораль всегда дела уступки нашему чувству, во много звериному.
А может быть наоборот. Ничего принципиально очень уж плохого за человеком не числится, а он внушает неприязнь и даже отвращение. И точно не способен внушать уважение - ну, вот как скажем Ляшко. И - тоже любопытный факт - Бог шельму метит, у людей, делающих гадости и пакости меняется лицо. Как оно на глазах изменилось у Яценюка - он становится мерзок, присмотритесь как он улыбается или смеется, когда человек не в силах контролировать психику.
Т.е. мерзость, как мне кажется, это печать, которая появляется тогда, когда человек сам осознает себя мерзавцем - вот тут у него меняется лицо. Это всегда печать мелкости души и низости стремлений.
Тут появляется обширное поле для рассуждений, но я вернусь к своему предмету.
Конечно, Лавров лгал и лгал, он оправдывал агрессию и защищал эволюцию режима, отнюдь не вегетарианского. Но в отличие от своего шефа (тут ничего не могу сказать, Путин внушил мне отвращение буквально с первого раза, как я его увидел в телевизоре - хищная лягушка, и как он всех очаровывал - ума не приложу) - так вот - в отличие от Путина, Лавров не вызывал у меня гадливости, скорее уважение.
Но в последние два года лицо у него начало меняться. Нет, я понимаю, что ловкий фотограф Вам из ангела сделает чудовище. Но лицо Лаврова действительно стало обретать весьма неприятные черты.
И вот я думаю. Зачем ему говорить - что Савченко здорова и физкультурой занимается - о женщине, вторично держащей голодовку, да еще и сухую? Зачем пачкаться - мог бы поручить это пресс-секретарю.Он же понимает, хорошо понимает, что говорит гадости, что это поведение мелкой дряни, а он себя не считает мелкой дрянью. НО... делает. Унижает себя на старости лет.
И лицо начинает меняться, потому что запасные портреты, которые меняются за вас, бывают в романах. И грустная лошадь становится злобной свиньей. зачем?