Итак, прошёл месяц с моего
предыдущего поста. Вполне достаточное время для того, что заинтересованные лица могли подать в суд если не за раскрытие закрытой информации, то за клевету. Однако тишина, даже товарищ
hard-n-roll (а план по черному пиару против Gaijin написан именно им) не пообещал судебных исков. Оно и понятно - я подлинность этого документа могу подтвердить и на детекторе лжи, а вот наш дорогой Хард и его начальник
makarovslava отвечать на вопрос "Занимались ли вы дискредитацией ваших конкурентов из Gaijin Ent?" на тех же условиях не согласятся - дураки они что ли признаваться на камеру! Ну а остальные работники Варгейминга я думаю получили по корпоративной почте указание набрать в рот воды и играть в молчанку по этому поводу. Ибо удар по репутации Варнеймингу сейчас ой как не нужен - компания далеко не вчера перешла из режима "Мы делаем мега-игры" в состояние "Мы всем говорим, что делаем мега-игры", а в таком состоянии вера в "кавайный Wargaming" очень критична. (Вообще же тема "ВГ сознательно взял курс на обыдление танков" заслуживает отдельного рассмотрения)
Ну а для тех, кто готов взглянуть непредвзято,я расскажу почему история "Варгейминг готов бороться с конкурентами, не разбираясь в средствах" имеет под собой весьма серьёзные основания.
По каким-то личным причинам некоторые сотрудники Варгейминга питают неприязнь к своим конкурентам из Гайджин - и это регулярно прорывалось на просторы того же ЖЖ.
Например коммьюнити-менеджер WoT CryKitten настолько не любит "улиток", что в своё время даже вёл
личный крестовый поход (из-за чего заработал
соответствующую репутацию), стремясь доказать членам
war_tundra простой как мычание тезис "Гайдзины - жадные до денег халтурщики, ничего особого хорошего в их игре нет". (По иронии судьбы, эти обвинения сейчас можно предъявить и Варгеймингу, запустившему клонирование карт и танков, но не забывающему про долларовый донат)
Исторический консультант Варгейминга
yuripasholok заботливо сливает сочувствующему делу Вагейминга и просто тому ещё троллю
gonewo скриншоты с внутреннего форума Тупичка Гоблина, дабы тот как следует
набросил на вентилятор. Почему скриншоты сделал Пашолок, а не Гонево? Потому что у Пашолока
есть доступ на внутренний форум Тупичка (ник Taranov - это и есть Пашолок, оранжевый цвет обозначен возможность доступа на внутренний форум), а ещё для Юрия слив информации с огороженных площадок -
вполне нормальное дело.
А началось всё с того, что большой начальник Варгейминга Слава Макаров выдал в своем сообщстве
world_of_kwg пост вида "Улитки спиздили у нас кнопку "В Бой"". Закончилась эта история тем, что под угрозой судебных разбирательств Макаров был вынужден заменить текст поста на
беззубое "бла-бла" (что интересно, извинений все равно нет, а Макаров уже как бы не частное, а официальное лицо), скрыть тамошние комментарии, да и вообще убрать
запись об изменениях под замок (
скрин для тех кто не является членом "Кавайной картошки") от греха подальше. Впрочем, с тех пор в
world_of_ru остался замечательный тэг.
(А ещё на Игромире-2013 предтавители Варгейминга
походу решили потроллить своих конкурентов из Гайджин - да только в итоге затроллили своих коллег из Перши, делавших WoWp. Хотя идея скрестить пиар-машину ВГ не с провальным WoWp, а с куда более успешным WarThunder вполне даже хорошая.)
Каждому коммьюнити-менеджеру, работающему на официальных форумах Варгейминга желательно иметь хотя бы 2-3 твинка с по возможности хорошо проработанной "легендой". Логика железная - вовремя запущенные "засланные казачки" могут помочь создать нужное восприятие той или иной новости. Что поделать, типичный человек достаточно конформичен - если все вокруг него говорят что 2+2=5, то он скорее всего согласится - хотя бы для вида.
Но это ещё цветочки. Ягодки - это программа STF (Special Troll Forces). Эти товарищи очень напоминают пресловутых "ольгинских ботов" - однако есть нюансы: STF являются штатными КМами Варгейминга, работают они потоньше (потоу что куда выгоднее быть " беспристрастнымигровым гуру", а не "картофельным фанбоем") и главным образом в местах вроде Goha.ru PlayGround.ru.
История создания STF мне неизвестна, хотя гипотеза у меня есть.
krivoedno рассказал про массовую рассылку приглашений WoWp, проходившую незадолго до окончания ЗБТ. Гоховская школота не осталась в стороне - попробовав игру, она обрушила на неё тонны помоев (как оказалось в дальнейшем - вполне заслуженно). Между тем, на Гохе был официальный КМ от WoWp - GreyWind. Человек он сведующий в авиации (как говорят - "заклепочник"), но с явным "зубом" на Гайдзинов, да ещё и очень мнительный (Дорогой
defklo, тебя Серый Ветер не расспрашивал о твоих забавах в ЖЖ образца 2008 года? Меня - да.). Такой вполне мог принять орду школохейтеров (а школота может "доствать" изрядно, люди "в теме" вспомнят к примеру
Erik5300) за улиточных наймитов, очерняющих ВГ.
Ну и пошло-поехало.
Желающим поискать членов STF даю подсказку: у этих КМов, в отличии от их "белых" коллег, нет времени активно сидеть на официальных форумах (да и в их задачи это не входит). Можно поискать и твинков КМов на официальных форумах (подсказка - они всегда идут в первых рядах).
По формальным признакам (количество сотрудников, онлайн, прибыли) Варгейминг вполне сравним с титанами мирового геймдева, например с Близзард. Но вот если сравнивать поглубже:
1. Почему-то большие дяди из Близзарда не пишут у себя на MySpace/Facebook простыни текста вида "Гейб Ньюэлл (глава Valve), ты спиздил у нас DoTA!". Вообще-то, для подобных разбирательств есть суд.
2. Как обе компании делают коллекционные карточные игры на основе известной франшизы? Близзард анонсирует близкую к готовности игру (HeartStone), доводят её до ума за год с небольшим, выпускают её в релиз (не забыв про яблочников и пользователей Андроида) и уже вовсю получают прибыль. У Варгейминга с его WoT:Generals за те же два года альфа-тест перещёд в закрытую бету. Мне говорили, что HeartStone делали не новички и не с нуля, однако и WoT:Generals имеет
довольно давнюю историю. И тут непонятно - то ли ад разработки (хотя игра не бог весть какая сложная), то ли ИБД с "освоением" денег.
3. Близзарды - изрядные перфекционисты, не зря они предпочли отменить почти готовую Warcraft Adventures: Lord of the Clans. И это отнюдь не единственный их закрытый за недостаточным качеством проект! Игру уровня WoWp такие разработчики бы отменили самое позднее на ЗБТ. Варгейминг же продолжает носиться со своими самолётами словно дурень с писаной торбой.
4. Отношение к балансу в разных режимах. Второй Старкрафт в кампании и сетевой игре - две большие разницы. У Варгейминга такого понимания нет - не зря провальные исторические бои были по сути тем же самым рандомом, но на фиксированных картах и танках в исторической комплектации. И если в реальности у Т-34-76 против Тигра были хотя бы теоретические шансы на победу (а Т-70 мог уничтожить Пантеру - младший лейтенант Пегов гарантирует это!), то в реалиях "исторических" боёв WoT такое было возможно за счёт невероятного везения (ваншот от взрыва боеукладки) - в реалиях Курской Битвы у немецких танков полосочка ХП намного больше, а советские машины служат пушечным мясом.
5. Близзард к своему нынешнему состоянию шёл целенаправленным и упорным трудом. Варгейминг свой успех по сути выиграл в лотерею (изначальная онлайн WoT вполне реалистично оценивался в 50-70 тысяч) - и это многое объясняет. "Лотерейным миллионерам" зачастую попросту сносит крышу. Игроделы же, заболев "головокружением от успехов" серьёзно рискуют свалиться в
производственный ад и судьба их будет печальна (яркие примеры - участь 3D Realms и GSC).
0. Если верить дате, "план Березина" появился 27 августа 2013 года. Буквально за несколько дней до этого, James White (один из тех разработчиков, что был с WoWp с самого начала) выдал на официальном форуме эмо-пост "А верю в проект. Несмотря ни на что" ... после чего ушёл делать корабли в World of Warships. Сам пост в итоге благополучно потёрли, однако автоматический трекер Wot-News
помнит всё! (для просмотра сообщения достаточно просто ткнул в самую нижнюю ссылку с названием темы). Вообще, очень показательно, что весь изначальный коммьюнити-менеджмент WoWp полностью разбежался по другим проектам (в крайнем случае - остался, но ушёл от работы с сообществом). При этом те же КМы WoT (тот же Крайкиттен) совершенно спокойно сидят на своих местах по нескольку лет. Не, ну а что - танки-то успешны!
1. Тот самый резкий пост Макарова появился в тот момент, когда War Thunder уже перешёл в стадию открытой беты, World of Warplanes так и остался в ЗБТ. Более того, стало очевидно что обещанный было релиз WoWp явно не состоится ни в конце 2012, ни в начале 2013 года (информация об этом была в куче preview-обзоров летом 2012 года) - просто потому что сделанный продукт отказалось стыдно выпускать даже на ОБТ.
2. Антигайджиновские сайты lastgrayangel.com и rawthunder.ru находятся
на одном хостинге.
3. Первая запись в фальшивом "блоге разработчика" появилась в июле 2014 года. В этот момент уже было ясно, что одно из ключевых обещаний на тот год Варгейминг не сдержит - исторические бои оказались редкостной халтурой. Улитки же предъявили публике свои танки и всерьёз намеравались их доделать.
4. Широкой общественности "блог разработчика"
предъявили в октябре 2014 года, когда Варгейминг вовсю демонстрировал политику "Нам плевать на кризис, смягчать рост цен не будем, извольте платить ту же сумму в долларах". (То ли мегазавод считает игроков ру-кластера тупым хомячьем, которое всё схававет и не поперхнётся [кстати, компания Эппл повела себя так же, пресловутых "яблочников" уже давно сравнивают с хомячками/сектантами/зомби/рабами ], то ли доходы с ру-кластера настолько критичны, что снижать их никак нельзя. А может и то, и другое.) Улитки к тому времени значительно улчушиои свои танки, а их ролик удостоился похвалы Рогозина.
5. Сам "разработчик" отзывается о Варгейминге довольно тепло ("сентиментальные белорусские партизане"), а его конкурентов в лице Гайдзинов и Мэйл.ру (про издание Mail.ru прямого конкурента WoT -Armored Warfare тогда уже было известно) костерит почём зря.
6. Сайт rawthunder почему-то активно черпает информацию из
war_tundra - ещё того пристанища нытиков и недовольных, не забывая включить режим "максимум чернуха". И кстати, обновление сайта прекратилось вскоре после начала разбирательств с "блогом разработчика".
7. Некий
analitic, настойчиво крутившийся у меня в комментариях (и постоянно переводивший стрелки на "плохих улиток" и мою личность) явно настроен
негативно по отношению к WT. Его земляк-екатеринбуржец
hard-n-roll относился к игре
не лучше. Вдвойне интересно, что к этому "аналитику" был настроен
неприязненно такой товарищ как
vic799, отнюдь не питающий к War Thunder любви. Так сказать, почувствуйте разницу между честным критиком (если не сказать - хейтером) и наймитом.