Дирижабли США во Второй Мировой. Часть 3

Oct 19, 2016 23:42

Оригинал взят у p_d_m в Дирижабли США во Второй Мировой. Часть 3
[Часть 1] [Часть 2] [H vs He]

Основной задачей для американских патрульных дирижаблей в течение Второй Мировой была противолодочная оборона в первую очередь Атлантического побережья США, во вторую - Тихоокеанского. Противолодочная оборона осуществлялась или патрулированием опасных участков воной поверхности или при сопровождении конвоев транспортных судов. Патрулирование велось одиночными дирижаблями, в случае обнаружения подводной лодки дирижабль вызывал авиацию или корабли ПВО маркируя дымовыми шашками или краской место нахождения противника, по возможности старался атаковать ее глубинными бомбами, или сопровождать используя при этом магнитометр, или и то и другое вместе.




2 января 1942 был сформирован первый "сквадрон" (squadron) Airship Patrol Squadron Twelve (он же LD-12) в Лейкхерст (Lakehurst), Нью-Джерси, из четырех дирижаблей K-3, -4, -5, -6. С конца января и до конца апреля морские коммуникации вдоль восточного побережья США стали кормушкой для немецких подводных лодок, и воздушные корабли LD-12 вроде как должны были помешать немцам творить бесчинства. Не сказать чтобы у них это получилось. За январь налет был 705 часов, февраль - 532 часов, март - 687, апрель - 1172, успехи блимпов весьма скромны - выполнено 15 атак с применением глубинных бомб после замеченного (или якобы замеченного) перископа или по обнаруженным следам пребывания подводных лодок в виде нефтяных пятен и прочих следов их жизнедеятельности, все с нулевым результатом. Чуть большие успехи были в деле спасения утопающих, например 17 апреля K-5 нашел спасательную лодку с потопленного судна с 27 пострадавшими. За четыре первых месяца 1942 на счету четырех K-шипов таких случаев было 4-5. В общем какими то успехами в это трудное для американской ПЛО время порадовать двенадцатый сквадрон не смог. И, самое главное, последующая боевая деятельность дирижаблей отличалась такой же невысокой результативностью.
К лету 12ая эскадрилья состояла из 6 дирижаблей, 1 июня был сформирован следующий, 14ый, сквадрон с базой Elizabeth City, North Carolina, практически сразу за ним - 11ый, в South Weymouth, Massachusetts.
Во второй половине 42го Дениц перенес действия своих подводных лодок на юг - в Карибы. В ответ на это была сформирована 21 эскадрилья во Флориде, она стала первой в Fleet Airship Wing Two, североатлантические сквадроны 11, 12 и 14 соответственно входили в Fleet Airship Wing One.
На конец 1942 года два блимпа из 21 эскадрильи налетали 994 часов, а тринадцать K-шипов из 1го крыла - 18010 часов в 725 эскортных миссиях, 464 патрульных и 144 комбинированных. Совершено 13 дневных атак против подводных лодок.

В 1943 продолжилось формирование новых сквадронов. 1 февраля был создан 15ый, вошедший в Первое Крыло, 10 февраля - 51ый с базой в Тринидад и Тобаго, в июне - 22ой в Техасе, 41ый в Бразилии, ... К лету 1943 можно сказать что сложилась структура патрульных дирижаблей. В завершенном виде она выглядела так:

Атлантика.
Восточное побережье США
Fleet Airship Wing One.
Сквадроны: ZP-12, ZP-15, ZP-14, ZP-11.

Мексиканский залив, Карибы
Fleet Airship Wing Two.
Сквадроны: ZP-21, ZP-22, ZP-23.

Тринидад и Тобаго
Fleet Airship Wing Five
Сквадрон: ZP-51

Бразилия
Fleet Airship Wing Four
Сквадроны: ZP-41, ZP-42.

Тихоокеанское побережье.
Fleet Airship Wing Three
Сквадроны: ZP-32, ZP-31, ZP-33.
Обычно в сквадроне насчитывалось 8 блимпов типа K, но были и исключения. Например карибские ZP-23 и -24 летали на четырех

На Тихом океане первой была сформирована ZP-32 в Moffett Federal Airfield, Калифорния. Довольно долго на Тихом обходились старичками TC-13 и TC-14, и дирижаблями L-класса, в октябре 42го пришли первые блимпы K-класса: K-20, -21, -22 после чего TC'ы и L'ки были выведены из боевых частей. В октябре и ноябре были созданы 31ый и 33ий сквадроны, все три были сведены в тихоокеанскую группу, которая позже стала Третьим крылом. Вся деятельность тихоокенских дирижаблей сосредотачивалась вдоль Калифорнии и Орегона, поскольку японские подводные лодки там не появлялись то полезная деятельность блимпов ограничивалась спасением потерпевших бедствие. В течение 1943 года дирижабли пришли на помощь более чем в десяти случаях, а в течение 1944 года около тридцати раз. В 1942 на них налетали 6763 часов, в 1943 - 43991 часов и 69089 в 1944ом.
На Аляску и Тихоокеанские острова воздушные корабли из Третьего крыла не переводились.

1. Первый визит американского дирижабля в континентальную Европу после окончания Первой Мировой Войны. K-112 из ZP-14 прилетел на Гибралтар.
http://i1228.photobucket.com/albums/ee446/lleullaugiffin/USA/40ee/USN_ZP-14_Blimp_at_RAF_Gibraltar_1944_zpsovdor8ed.jpg

К лету 44го возникла мысль привлечь дирижабли к блокаде Гибралтарского пролива в дополнение к патрульным летающим лодкам "Каталина". Для "Каталин" выделяли дневное время, для блимпов - ночное. В Африку, на базу в Port Lyautey, своим ходом с промежуточными посадками на Азорах было переброшено шесть дирижаблей из ZP-14, образовавших Fleet Air Wing 15. Это был первый перелет через Атлантику нежестких дирижаблей. Пока развертывали ZP-14 на новой базе активность немецких субмарин в Средиземном море уменьшилась, было решено испробовать блимпы в противоминной борьбе. Во французский город Кюэр был переброшен K-112, совместно с тральщиками он должен был с воздуха обнаруживать минные постановки и направлять на них своих компаньонов. ZP-14 оставалась на Средиземноморье до самого конца 1945 года помогая в разминировании вод Италии, Франции, Мальты.
Был план перевести ZP-42 с четырьмя дирижаблями из Бразилии в Англию для борьбы с новыми немецкими подводными лодками, но он был не реализован - не успели развернуть базы до победы над Германией.

В первое время обнаруживать подводные лодки помогали зоркие глаза экипажа и магнитометр. Магнитометр позволял обнаружить подводную лодку на расстоянии по вертикали около 120 метров, т.е. дирижабль должен лететь очень низко над поверхностью воды. Причем магнитометр охотно реагировал не только на субмарину, но и на любые большие металлические массы, спрятанные под водой - затонувшие суда, металлический мусор и т.д.. Визуально с подводной лодки дирижабль обнаруживался раньше, и у нее при этом было достаточно времени чтобы уйти под воду. О чем свидетельствуют сами немецкие подводники спокойно разглядывающие блимпы через свои перископы, оставаясь при этом незамеченными. В июне или июле 42го дирижабль K-4 получил РЛС, с ноября этого же года все K-шипы оснастились им. Наличие РЛС позволило использовать блимпы и для ночных операций. Результативность от этого правда не особо изменилась.

Уничтожать субмарины врага предполагалось глубинными бомбами Mark 17, которые сменили затем Mark 44 и 47. Последние имели взрыватель, который мог устанавливаться на глубины 25-125 футов с шагом 25 (т.е. на 7,6-38м), обычно ставили на 25 или 50 футов. Калибр всех бомб - 350 фунтов (159 кг), при взрыве глубинной бомбы попавшая в радиус 14м подводная лодка уничтожалась. Со второй половины войны в районах где активность немецких подводных волков была особенно высокой блимпы вооружались торпедой с акустическим наведением Mark 24 Mine. Она имела вес в 308 кг и дальность хода 3700м и отличалась высокой эффективностью. Кроме 12,7 мм пулемета в передней установке часто на борт брали второй, калибра 7,62 мм.

Безусловно блимпы не самый живучий вид среди летательных аппаратов, но преуменьшать их тягу к жизни тоже не стоит. Дирижабль K-52 находясь в 80км от базы получил дыру в оболочке 25 на 18 см, и сумел благополучно добраться до дома, а вот на K-91 испытывали кластерные бомбы на предмет использования их против подводных лодок. Что-то пошло не так и две бомбы разорвались раньше чем надо - гондола и оболочка получили 246 дырок, но машина сумела вернуться на базу.

Не имеет смысла пересказывать две самые известные истории, связанные с американскими дирижаблями времен ВМВ: атака блимпом K-74 субмарины U-134 с последующим его сбитием, и таинственное исчезновение всего экипажа учебного L-8. Можно лишь заметить по первому эпизоду что 74ый атаковал подлодку 18 июля в 150 милях от Майами, перед этим и после этого она натерпелась от атак с воздуха, и была окончательно добита только 24 августа аж у берегов Испании - то есть если K-74 и повредил немецкую подводную лодку то повреждения эти были явно незначительными. А по второму что весь экипаж L-8 в этом полете состоял из двух человек.
Вообще же большинство драматических рассказов о деятельности дирижаблей связаны: или со спасением потерпевших бедствие - причем не только с их обнаружением и наведением на них спасательных судов или гидросамолетов но и с самостоятельным подбором их из воды, а то и с берега и даже из джунглей. До массового появления вертолетов дирижабли были единственными летательными аппаратами, способными практически зависать невысоко от поверхности земли или воды, всего ими было спасено порядка 950 человек. Или с борьбой со стихией. Низкая скорость и высота полета делали дирижабли чрезвычайно зависимыми от погодных условий. Блимпы страдали от обледенения над водами Северной Атлантики. От жары, влажности и бактерий в Бразилии, которые все вместе разрушали клеевые соединения на оболочке. От часто внезапных и продолжительных гроз во Флориде и над Мексиканским заливом. От ураганных ветров, уносивших дирижабли на сотни миль от баз или срывавших их с причальных мачт.

2. Стандартная причальная мачта. В спокойную погоду для швартовки дирижабля привлекалась команда в сорок человек.


Из 164 американских дирижаблей, принимавших участие во Второй Мировой, только один был потерян от вражеского огня - это K-74, еще 28 потеряны в катастрофах, причиной которых были или погодные условия, или, чаще, ошибки персонала. Многие из этих блимпов пострадали не в воздухе, а на земле. В катастрофах и инцидентах произошедших с дирижаблями погибло 80 человек. Самая большая потеря произошла уже после войны - 15 сентября 1945 ураган, обрушившийся на базу Ричмонд, Флорида, уничтожил сразу 9 дирижаблей (они не учтены в цифре потерь, приведенной ниже).

За годы участия США в войне блимпы совершили 58 тысяч боевых вылетов (38тыс. - Атлантика, 20тыс. - Пацифика), налетав 545 тыс.часов (378000/167000 соответственно) плюс 280000 часов тренировочных полетов. Было отэкскортировано 81 тыс. судов (70тыс./11тыс.), из них 50000 в водах где действовали вражеские субмарины. Удивительно, но в одной и той же книге можно встретить утверждение что ни один из сопровождаемых дирижаблем транспортов не был потерян и историю о K-4, который 25 мая 1942 года сопровождал конвой из 12 судов одно из которых (танкер Persephone) было потеряно после атаки в дневное время (15 часов 10 мин) подводной лодкой U-593. Так что утверждение явно неверное. За все годы боевых действий дирижабли не потопили и не повредили серьезно не одну вражескую субмарину, но безусловно их наличие сковывало действия немецких подводников. И морально поддерживало моряков транспортов в составе конвоев - корабли ПЛО плывущие рядом были столь же уязвимы для атак как сами транспорты, самолеты летали слишком быстро и высоко, зато присутствие блимпа ощущалось постоянно - вот он парит темной тушей совсем рядом с тобой и защищает тебя от супостата.
Какие еще положительные качества были у дирижаблей ПЛО? Как ни странно - высокий процент времени когда дирижабль был готов к действиям. Промежуточное обслуживание для дирижабля K-класса требовалось через 960 полетных часов, капитальный ремонт после 3840 часов. В месяц в среднем блимп налетывал 256 часов. Цена K-ship'а колебалась от $261000 до $333000, это стоимость двух-трех двухмоторных патрульных самолетов или бомбардировщиков типа B-26 или Martin Baltimor. Интересно что после войны, в 1949 году, цена модифицированного K-дирижабля увеличилась во много раз, в первую очередь за счет электроники - плата за оболочку (она стала большего объема) увеличилась на 143%, а гондолы со всем новейшим оборудованием - до 725%.

Дирижабли K-класса и дирижабли новых типов продолжали служить в ВМС США еще долгое время после окончания войны.

3. Зоны ответственонсти и места базирования сквадронов Первого крыла.


4. Второго


5. Пятого


6. ... и Четвертого.


война, дирижабль, 40-е, секретное оружие, США

Previous post Next post
Up