Главнейшим из искусств для нас является

Mar 28, 2016 20:24

Фильм про "нашу" эпоху и иллюстрирует одно из знаковых событий в мире масс-культуры межвоенного двадцатилетия - приход в кино звука. Он не единственный об этом, но, пожалуй, лучший из мною виденных.

Случайно увиденный фильм. И я куплю диск с ним: его хочется иметь в роскошном боксе на материальном носителе в домашней коллекции и периодически пересматривать. Я в последнее время крайне редко покупаю диски и ещё реже хожу в кино. На этот фильм сходил бы с удовольствием. Добрая, грустноватая и очень стильная картина, которая затянула так, что смотрел, не отрываясь даже на перекур. Сняли французы, но события разворачиваются в Америке, на голливудской "Фабрике грёз" во времена, чуть предшествующие Великой Депрессии и во время неё.
Фильм без какого-либо "экшена" и в основном "интерьерный" - в нём куда более ценны чувства героев и их переживания, нежели пресловутый "экшен", который в современном Голливуде чуть более, чем полностью забил всё остальное за редкими исключениями, которые, к счастью, ещё остаются. Однако "блокбастерность", "супергеройщина" явно преобладают.
Необычна и стилистика фильма: во-первых - он чёрно-белый. Во вторых - практически немой. И это заставляет смотреть его, а не "слушать", как я часто смотрю фильмы - "ухом", занимаясь другими делами и иногда поглядывая на экран.
Очень бережно создатели отнеслись и к антуражу. Здесь ляпы и порой вовсе наплевательское отношение к визуальным мелочам, формирующим образ эпохи - явление повальное. В качестве примера можно привести "Великий Гэтсби", где события происходят в 1922 году, а антураж относится к 1930-32 гг. Допустим это машины: главгерои ездят на Duesenberg J, хотя эта модель появилась лишь в 1929-м и куда правильнее было бы использовать Model A. И таких нескладёх - одна на другой.
В фильме же, о котором я веду речь, придраться оказалось достаточно сложно. Соответствуют в целом машины, кухонная техника, радиоприёмники, одежда. Если конечно стать занудой-перфекционистом - то допущения безусловно есть, но они совершенно не режут глаз.
Я говорю о фильме "Артист" / The Artist, снятом режиссёром Мишелем Хазанавичусом (Michel Hazanavicius). Почему-то я не обратил на него внимания раньше. Возможно потому, что фильм собрал целый ворох наград и номинаций, в том числе одних "Оскаров" пять штук, а номинирован был аж по десяти номинациям, а такие в последние годы чаще всего "шибко наградные" фильмы - редкий шлак, и за современным кино я следить почти перестал.
"Артист" был назван лучшим фильмом 2011 года по версии нескольких сообществ кинокритиков из разных городов США, получил премию "Оскар" за лучший фильм и заслужил множество похвальных отзывов от мировых кинокритиков. Помимо этого, Жан Дюжарден получил приз за лучшую мужскую роль на 64-м Каннском кинофестивале и "Золотой глобус" в категории "Лучшая мужская роль - комедия или мюзикл". Кроме этого, на той же церемонии вручения фильм стал обладателем ещё двух статуэток: за лучший фильм (комедия или мюзикл) и лучшую музыку. А музыка в фильме, где людские голоса можно услышать лишь в финале - одна из важнейших составляющих.

Фильм получил аж 10 номинаций на премию "Оскар": за лучший фильм, лучшую режиссёрскую работу (Мишель Хазанавичус), лучшую мужскую роль (Жан Дюжарден), лучшую женскую роль второго плана (Беренис Бежо - жена режиссёра, кстати), лучший оригинальный сценарий (Мишель Хазанавичус), лучшую музыку (Людовик Бурс), лучшую операторскую работу (Гийом Шиффман), лучшую работу художника-постановщика, лучший дизайн костюмов и лучший монтаж. Победил в пяти номинациях, включая лучший фильм, лучшая режиссура и лучшая мужская роль. Заслуженно, я считаю.

Прототипами главного героя Джорджа Валентина выступили Дуглас Фэрбенкс и Фредрик Марч.
Неспешностью и вдумчивостью повествования "Артист" напомнил мне испанскую ленту "Художник и его модель" (El artista y la modelo) режиссёра Фернандо Труэбы, где сыграл сильно престарелый Жан Рошфор. Только у Труэбы получилось сильно затянуто и финал скомкан, а "Артист" смотрится от первого до последнего кадра на одном дыхании.

20-е гг, масс-культура, кино, 30-е

Previous post Next post
Up