Монументальное искусство

Jan 24, 2016 09:20

Архитектура дизельпанка у нас в сообществе в последнее время была незаслуженно обойдена и освещалась слабо. Я касался её лишь краешком в рассказе о кливлендском Lorain-Carnegie Bridge и осуществлённом лишь частично интереснейшем проекте застройки центра Мурманска, который должен был стать "северными парадными воротами" Советского Союза. А тема обширна и нажориста и надо бы почаще обращаться к ней. Жизнь в интерьерах позднесталинской эпохи просто подталкивает ко вдумчивому изучению темы. Познания в этой области мои крайне невелики и поверхностны, но самому интересно, а когда самому интересен предмет, то и глубоко изучаешь его и стараешься донести до других. Одним "сталиансом", Шпеером и Chrysler Building тут не обойдется. Тем более, в первой половине прошлого столетия архитектура испытала могучий подъём с переворотом, несколько раз кардинально поменяв векторы развития: от кучерявости модерна, где хватало своих субстилей типа австро-венгерского сецессиона, немецкого югендштиля, французского ар-нуво или русского "северного модерна", через эксперименты модернистской и экспрессионистской архитектур, немецкого функционализма баухауса и советского конструктивизма к суровой монументальности "имперского стиля", "сталианса" и американского арт-деко. В отличие от техники, где "в железе" была осуществлена лишь малая толика, в архитектуре осуществлённых проектов множество и порой они смелее фантазий. А уж тех - черпать-не вычерпать!

Начну пожалуй не с широко известных проектов типа московского Дворца Советов и Новой Москвы или ново-старой столицы III Рейха - шпееровской Германиа, а менее известных.

Имперская помпезность и монументальность - отнюдь не прерогатива лишь империй или диктатур. В оплоте демократии этот самый "имперский стиль" хорошо укоренился и пышно расцвёл в двадцатые-сороковые годы прошлого века. В свете почти религиозного преклонения американцев технике - особенно в промышленной архитектуре. Достаточно вспомнить плотину Форт-Пек на реке Миссури, плотину Гувера (Hoover Dam, также известна как Boulder Dam) в нижнем течении реки Колорадо, уже упоминавшийся мост Lorain-Carnegie в Кливленде, многочисленные небоскрёбы в характерном декоре. Доминирующим в США он не стал - там прекрасно уживались и функционализм Райта, Гропиуса и Сааринена, и эклектика, часто явно переразмеренная, и подражающая или античным образцам как Монумент Линкольну, построенный в Вашингтоне в 1914-1922 гг. по проекту архитектора Ч. Бэкона или средневековой готике или романскому стилю: она встречается преимущественно в культовых постройках и университетских зданиях (здание Йельского университета в Нью-Хейвене, арх. Д. Г. Роджерс). Своих крайних форм эклектизм достиг в Калифорнии и Флориде, где для роскошных отелей, кинотеатров, казино и ночных клубов в причудливом и беспринципном смешении применялись элементы самых различных "экзотических" стилей, часто гипертрофированные, разросшиеся до чудовищных размеров.

И конечно же этот период немыслим без "скульптуры крупных форм"! Каждая уважающая себя держава просто обязана была иметь у себя своего собственного Колосса Родосского с местным колоритом, да побольше, побольше. Даже бразильцы поддались общим веяниям, поставивши статУю Иисуса Искупителя (Cristo Redentor) в своём Рио-де-Житомире в 1931 году. В СССР творили Вера Мухина, Иван Шадр, Вячеслав Андреев; в Третьем Рейхе неустанно трудились Арно Брекер, Йозеф Торак и Фриц Климш. В Италии был построен в 1928-1938 годах "Форум Муссолини" (итал. Foro Mussolini) - монументальный спортивный комплекс в Риме, спроектированный Энрико дель Дебио и Луиджи Моретти, украшенный статуями каррарского мрамора в античном стиле.
А в США в период с 1927 по 1941 год создавался мемориал на горе Рашмор, известный как Гора четырех президентов или как "Храм демократии".
Из неосуществлённого и абсолютно дизельпанкового, я бы даже сказал, "сгущёного дизельпанка", интересны два проекта, предложенные в 1922 году Хьюго Гернсбеком (Hugo Gernsback, 1884-1967) - американским изобретателем, бизнесменом, писателем, редактором и издателем ряда научно-популярных журналов, основателем первого в мире журнала научной фантастики "Amazing Stories". Гернсбек в мире научной фантастики сам - фигура монументальная, просто-таки в граните отлитая! В его честь названа премия "Хьюго", ежегодно вручаемая с 1953 года за достижения в области фантастики и лучшие фантастические произведения предшествующего года. Сам Гернсбек в 1960 году стал лауреатом специальной премии "Хьюго" как "Отец научно-фантастических журналов".




На страницах одного из своих журналов "Science and Invention" в октябре 1922 года Хьюго Гернсбек предложил возвести монумент электричеству. Даже так: Монумент Электричеству! Там же он обосновал свою идею почему электричество достойно памятника. Он видел циклопический монумент, выполненный в виде гигантского генератора электростанции высотой в 1000 футов (304,8 м, что почти втрое выше Статуи Свободы, в которой 305 футов) и возведённый на горном плато посланием будущим поколениям, этакой "пирамидой", стоящей тясячелетия как напоминание будущим поколениям об эпохе, когда электричество сорвало с привязи технический прогресс. Электричество более чем что-либо еще сделало нашу современную цивилизацию. И когда если эта цивилизация погибнет в результате войн или эпидемий, монумент должен был остаться немым укором в веках. Глобально мыслил дяденька! Впрочем, он в своих мечтаниях о "тысячелетней памяти" и "оставить след в веках" был далеко не одинок в те времена - об этом каждая собака грезила.

Второй проект чуть менее фантастичен. В том же 1922 году Хьюго Гернсбек надеялся построить памятник и музей в Нью-Йорке, посвященный изобретателю телефона Александру Грэхему Беллу. Со страниц очень популярного "Science and Invention" он обратился к читателям-изобретателям в октябре 1922 года, всего через два месяца после смерти Белла в августе, с предложением возвести памятник изобретателю. Причём на памятник решил "нааскать" - тем методом, который нынче зовётся модным и малопонятным словом "краудфандинг", у православных - "всем миром", толерантно именуется "на пожертвования", а проще говоря - наклянчить "поможИте, кто сколько может!" "Если каждый изобретатель в США даст только $ 1.00, памятник может быть построен", пишет Гернсбек. Этакий прообраз Kickstarter :)

Идея памятника была сформулирована самим Гернсбеком. Мелочиться, как и в первом случае, не стал: монумент планировалось возвести в районе Риверсайд-драйв на Манхэттене - одном из самых престижных и дорогих районов Нью-Йорка, хотя рассматривалась и какая-либо другая видная точка. Памятник в виде телефонной трубки из чёрного мрамора или тёмного гранита, высотой 200-250 футов, полый внутри. В пьедестале должен был разместится музей со всеми историческими моделями изобретений доктора Белла.


Подписка на постройку памятника, организованная в журнале, дала пшик - не та целевая аудитория "изобретатели", чтобы что-то делать вместе, а тем более на это скидываться!

Иллюстрации выполнены Френком Рудольфом Паулем (Frank R. Paul) - художник, один из первых иллюстраторов, специализировавшихся в области научной фантастики, заслуживший неформальный титул "Отец фантастической иллюстрации", много лет сотрудничавшим с Хьюго Гернсбеком.
[Ссылки]
http://paleofuture.gizmodo.com/the-monument-to-electricity-that-never-was-512620831
http://paleofuture.gizmodo.com/crowdfunding-a-museum-for-alexander-graham-bell-in-1922-512621119
http://tehne.com/event/arhivsyachina/arhitektura-ssha-1918-1967

архитектура, графика, арт, 20-е гг, телекоммуникации, несбывшееся, признаки жанра, промышленность, США

Previous post Next post
Up