Дизельпанк в музыке: chanson réaliste

Aug 28, 2013 00:53

Что такое панк в музыке, наверно, все тут представляют. Слышали хоть немного. Собственно, вокруг панка, как направления музыки, сама панковская субкультура и возникла, ей прежде всего и выражается.

А дизельпанк? Его выражение в текстах, рисунках, дизайне хорошо представлено в сообществе. Но а как же музыка? Какова она, дизельпанковская музыка?

А ведь панковский дух, панковский взгляд на мир и себя в нём, выраженный в музыке дизельной эпохи - это ни что иное, как chanson réaliste, французская реалистическая песня межвоенной эпохи.

Песни Дамии, ранней Пиаф, Фреель, Берт Сильва и других их коллег-современников. Все эти матросы, проститутки, легионеры, обитатели дна общества без определённых занятий, то бродяги, то рабочие, то самая бедная и негламурная часть богемы и т.д - вот герои музыки дизель-панка, вот панки дизельной эпохи.

Вот такие, как героиня этой песни и её попутчик-иностранец в поезде.
Песня называется «L'étranger» («Чужестранец»). Поёт Дамия:

image Click to view





Или, тем более, вот такие, как эти нелюдимы, проходимцы, сутенёры из песни «Les hiboux» («Нелюдимы») Поёт Эдит Пиаф:

image Click to view



Жаль, в этом видео половина фотографий Пиаф уже не из 30-х годов, а из последизельной эпохи, из 50-60-х, когда и репертуар у неё был не столь отчётливо панковский по духу.
А вот, можно посмотреть, какой она была, когда пела такие песни, и, кстати, послушать теперь «Чужестранца» в её версии.

image Click to view



Да какие бы песни из раннего репертуара Эдит Пиаф, тогда ещё звавшейся Малышкой Пиаф, ни взять:
«Les mômes de la cloche» («Девчонки-бродяжки»),

image Click to view



«Mon légionnaire» («Мой легионер»),

image Click to view



«Quand même» («Всё-таки»),

image Click to view



вот же он, самый настоящий панк в музыке дизельной эпохи. Особенно в первой и последней из этих трёх песен самый что ни есть панковский мрак, брутальность, вызов приличиям.

Но, конечно, реалистическая песня это не только Пиаф. Вот Берт Сильва поёт «Du gris» (двусмысленное название в контексте песни: и «Под мухой», и «Серое»), монолог девицы, стреляющей сигарету у соседа по столику в каком-то дешёвом заведении.

image Click to view



И вот Фреель с песней «La maison louche» («Мрачный дом»).

image Click to view



Много песен можно выбрать в качестве характерного выражения духа дизельной эпохи, её атмосферы. Остановлюсь ещё на двух.
Сюзи Солидор поёт: «N'espère pas» («Не надейся»).

image Click to view



Земной шар не то что стал мал, но уже соразмерен человеческой технике. Радио, мощные теплоходы и пароходы, исходившие все моря, самолёты, уже способные пересекать океаны и континенты, хотя и на пределе своих возможностей... Впрочем, в этой песне плавание от полюса до полюса через все бури, это лишь аллегория любовного беспокойства и поиска, следования за миражами. Но аллегория очень в духе появившегося в ту эпоху ощущения наступающей покорённости мира и пространства, доступности экзотических стран. Это ощущение очень ярко в морских песнях Сюзи Солидор, даже в тех, где море, моряки, корабли, порты, дальние страны лишь антураж или часть аллегории любовной истории.

А вот финал, вот фиаско той окрылённости своими силами и алюминиевыми крыльями.
Держитесь, всё летит к чертям! Мир катится к новой мировой войне. «Tous fout le camp» («Всё к чертям»).Поёт Дамия:

image Click to view

Франция, 30-е, музыка

Previous post Next post
Up