Б-10 представляет собой модификацию вертолетов Б-5 и Б-9. Двигатели АИ-26ГРФ взлетной мощностью в 575 л. с. и номинальной на земле в 400л. с. Экипаж: летчик (слева), штурман (впереди справа) и наблюдатель (за крылом). По общей схеме и размерам Б-10 повторял Б-5 и Б-9, но к крылу (симметричного профиля) от низа фюзеляжа шли подкосы по два с каждого борта, продолженные над крылом к основанию втулок несущих винтов. Сделано это было с целью изменить собственные частотные характеристики крыла, чтобы избежать резонанса колебаний. Хвостовое оперение: стабилизатор с изменяемым в полете углом установки и разнесенное вертикальное оперение на концах стабилизатора. Нос фюзеляжа - застекленный, над ним - почти шарообразная экранированная турель (без оружия), в средней части фюзеляжа - отсек для фотоаппаратуры или же для перевозки в нем грузов, а возможно, двух-трех пассажиров. Шасси - с носовым колесом, с возможностью уборки в мотогондолы.
Заданием предусматривалось, что с экипажем из трех человек он должен был иметь скорость не ниже 180 км/ч, подниматься на высоту 2000 м за 5 мин. и находиться в воздухе до трех часов. В феврале 1948-го требовалось предъявить его на госиспытания. При неизменных силовой установке с двигателями М-26ГРФ и несущих винтах, заданная максимальная скорость снизилась на 40 км/ч по сравнению с Б-5.
Расчеты показали, что установка артиллерийского вооружения сильно ухудшала аэродинамические характеристики геликоптера. Одна 20-мм пушка на турели предназначалась для стрельбы вперед. Два аналогичных орудия находились в корме и служили для защиты задней полусферы, для чего оперение сделали двухкилевым. Вдобавок, желая снизить уровень вибраций, на Б-10 ввели подкосы, связывавшие крыло с фюзеляжем и колонками несущих винтов.
Б-10 был выпущен в 1947 г., успешно прошел испытания, но интереса к себе не вызвал, как и оба предыдущие, так как в это время у нас имела место некоторая переоценка взглядов на применение различных схем в вертолетах, причем поперечная схема не очень одобрялась.
Текст -
airwar.ru