Вы помните, меж нами жил
Один веселый крокодил...
(К. И. Чуковский)
Это не дизельный, а электрический локомотив. Но он появился на свет в дизельную эпоху, в начале двадцатых годов. А внешность имеет такую, что трудно понять, как он до сих пор не оказался в нашем сообществе.
Электровозы серии SBB Ce 6/8 были разработаны специально для Сен-Готардской железной дороги.
"Самая важная часть, перевальный участок железной дороги, имеющая в длину 90 км, начинается на севере у Эрстфельда и оканчивается у Биаска, на южном склоне Сен-Готарда; состоит из двух крутых подъемов, одного в долине Рейс, а другого в долине Тессино, соединенных большим Сен-Готардским туннелем. Северный предтуннельный участок имеет уклоны до 27‰, и линия здесь отличается весьма извилистым очертанием в плане; для поднятия на высоту перевала с соблюдением этого предельного уклона необходимо было устроить спиральный подъем в туннеле Пфаффеншпрунг, Вассенский заворот с поворотным туннелем Ваттинг и второй спиральный подъём в туннеле Леггиштейн. В долине Тессино спуск происходит также посредством спиральных поворотных туннелей (верхние туннели - Прато и Фреджио и нижние - Трави и Пиано-Тондо). Наибольшие уклоны здесь 27‰..." - сообщает нам Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Понятно, что для такой магистрали нужен был особый подвижной состав. В 1917 году управление Швейцарских федеральных железных дорог провело сравнительные испытания четырех электровозов. За основу для серийного производства был взят Ce 6/8 с осевой формулой 1’C+C1’. Весной 1918 была готова спецификация. Заказ на 33 локомотива получили SLM - Швейцарский локомотивный и машиностроительный завод (механическая часть) и Oerlikon (электрическое оборудование). Электровоз получил обозначение Ce 6/8II и почти сразу же был прозван "крокодилом" за характерный профиль. Постройка серии была закончена в 1922 году, а в 1926-1927 те же предприятия выпустили 18 усовершенствованных "крокодилов" Ce 6/8III. В 1941-м 13 машин были модернизированы, с увеличением мощности до 3460 л. с.
"Крокодилы" служили долго - последний из них закончил работать лишь в 1986 году. Многие сохранились.
Юбилейный рейс: "крокодилу" 80 лет!
Этот электровоз стал родоначальником целого семейства, о котором я еще расскажу (если у меня будет время, а у вас - желание).
Лучший памятник "крокодилу" - сам "крокодил" (на стоянке в Эрстфельде, у северного подъема на Сен-Готардский перевал).
"Крокодил" и нанопоезд:
Миниатюрный "крокодил":
"Крокодил" снимается в кино:
Фото:
voba-medien.de &
Railpictures.net