Гран-при 1937 года. Кубок Вандербилда

Mar 12, 2010 11:58



Следующим после Эйфельреннен крупным событием в мире автогонок в 1937 году стал Кубок Вандербильда. Гонка , которая в 1936 и 1937 годах могла бы стать неофициальным чемпионатом мира. История этого соревнования насчитывала к тому времени 33 года. С 1904 по 1911 Кубок Вандербильда , будучи одной из главных гонок Америки проводился на 30ти мильной трассе трассе, расположенной на острове Лонг-Айленд, затем несколько лет гонка путешествовала по разным американским трассам - в Саванне, Милуоки, Сан-Франциско. Организатором тех гонок был Уильям Киссэм Вандербилд II,После 1916 года она не проводилась. Однако, спустя 20 лет интерес к ней снова возник. В середине 30х годов Великая Депрессия привела к вырождению автогонок в США  . Проводились всякого рода "гонки в грязи" - гонки на грунотвых трассах примитивных земляных овалах. Трасс, как сейчас у них говорят, европейского типа больше не было. Кроме знаменитого автодрома в Индианаполисе больших гонок более не проводилось. В это время в Нью-Йорке сформировалась инициативная группа из людей, заинтересованных в возрождении американского автоспорта. Вокруг молодого, 22х летнего  племянника основателя соревнований  Джорджа Вашингтона Вандербилда III, объединились несколько финансистов с Уолл-стрита, а также Эдди Рикенбейкер, владелец овала в Индианаполисе, бывший автогонщик и ас Первой мировой войны (26 побед за 6 месяцев) и вообще - личность легендарная,   и Джордж Робертсон - победитель Кубка Вандербилда 1908 г.
Была создана Motor Devel
opment Corporation (MDT)с президентом Рикенбейкером и вице-президентом Робертсоном. Идея была грандиозная - создать лучший автотрек в мире. Автодром в Рузвельт Филд действительно поражала воображение.Были построены трибуны на 50 000 зрителей (в реальности собиралось до 80 000), суперкомфортные ложи для ВИП-персон и громадный падок. Длина трассы составляла 4 мили, в ней было 16 поворотов и одна прямая длиной в милю, позволявшая автогонщикам развивать максимально возможную для их машин скорость. Местность и схема автодрома позволяла зрителям обозревать практически всю трассу. Призовой фонд в 60 000 долларов для тех времен внушал уважение и организаторы надеялись привлечь к соревнованиям лучшие европейские команды. Вообщем , планы были замечатель
ные, но так как Тильке тогда еще не родился, пришлось привлекать к работам фирму, разрабатывавшую треки для конных скачек. Построенная по проекту Марка Линентэла трасса имела покрытие из утрамбованной земли, отбойники из деревянных рельсов, зауженные повороты. Нью-Йоркская пресса отмечала, что в итоге получился еще один ипподром и что на на бульварах Лонг-Айленда можно гоняться на намного большей скорости. Первую гонку в День Колумба 12 октября 1936 выиграл Тацио Нуволари. Немцы в тот год не приехали. Американские комментаторы во время гонки вовсю издевались над Нуволари - "Эй макаронник, не хочешь ли ты победить ?". Победил. Чему способствовала абсолютная неконкурентноспособность американских машин.

Фактический провал первой гонки заставил MDC взяться за перестройку трассы. В итоге к лету 1937г. от нее осталась неизменной только прямая старт-финиш, 9 из 16 ти поворотов были убраны, а на въезде на прямую был построен 67ми градусный банкинг.
  Также американцы решили всерьез взяться за матчасть. Если вы помните - в посте о гонке на кольце АФУС я написал, что средняя скорость американских гоночных болидов того времени примерно в одинаковых условиях примерно на 30 миль в час уступала европейским машинам. В 1936 "Скудерия Феррари" кроме новеньких Альф привозила с собой прошлогоднюю Альфу-Ромео 8С-35. Вот ее американцы уговорили им продать и оттюнинговали лучшими американскими специалистами в тайных лабораториях Чикаго. Ей был поставлен какой то чудовищный нагнетатель и полученный мутант в итоге ехал быстрее чем самые современные Alfa Romeo 12C-37( мощность которых формально была на 100 л.с. больше чем у модели 1935г.) прибывшие в составе команды Энцо Феррари на следующий год. В дальнейшем американцы уже очень внимательно относились к итальянским машинам. На Maserati 8CTF дважды выигрывалась Инди500, но это совсем другая история.

Второй Кубок Вандербильда был назначен на 4 июля 1937г.. В этот раз там собирался весь мировой автобомонд. Прибывали обе германские команды и "Феррари". Чтобы успеть на домашние пароходы в Европу, европейцы попросили перенести гонку на 3 июля, чтобы успеть к самому началу Гран-При Бельгии (11 июля 1937г.) - первому Гран-При Чемпионата Европы того года. В итоге руководство команд пришло к выводу, что стоит разделить команды пополам с тем чтобы выступать и в США и в Бельгии.


22 Июня 1937г. команды "Мерседеса" и "Ауто Юнион" отправились из Гамбурга на океанском лайнере "Бремен", за четыре года до того взявшем Голубую Ленту Атлантики, а "Феррари" из Гавра на крупнейшим лайнере того времени "Нормандии", которая незадолго до того отдал свою "Голубую ленту" английскому "Куин Элизабет", но экипаж которой готовился  Ленту вернуть (это удалось сделать через несколько месяцев). Также в США направлялось и несколько "независимых" гонщиков на альфах и мазератти.

"Выездные варианты" команд:

Даймлер Бенц:

Рудольф Караччиола
Ричард Симэн

Ауто Юнион:

Бернд Роземайер
Эрнст фон Делиус

Скудерия Феррари:

Тацио Нуволари
Джузеппе Фарина

Тацио Нуволари находился в состоянии жуткой депрессии. Незадолго до начала гонки он похоронил своего отца и уже в море его настигла весть о смерти его 17ти летнего сына.

На другом корабле настроение было не в пример лучшее. Рудольф Караччиола наслаждался нежданным свадебным путешествием со своей новой женой Алисой, Роземайер распевал тирольские йодли, а большая группа нацистских чиновников просто загорала на верхней палубе, надолго забыв про свои "комиссарские" функции. Вообщем, плавучий "Немецкий дом". По прибытии в США немцы были ошарашены просьбой американских организаторов нарисовать на корпусах своих болидов свастики. Дело в том, что в Европе не было принято рисовать национальную символику на гоночных машинах. Вместо этого использовалась окраска всего болида в национальные цвета - белый (в дальнейшем вообще без покраски) у немецких команд, красный у итальянцев, синий у французов. Когда в гонках участвовали английские команды, то их машины окрашивались в темно-зеленый цвет - так называемый British Green Racing. Вспоминается еще желтый цвет у бельгийцев, но к тому времени о нем помнили дай бог только специалисты. Все эти нюансы американской публике , вообще незнакомой с международными гонками, были незнакомы. Так что немцам пришлось рисовать свастики. Еще одной новостью стало то, что Мерседес изменил конструкцию турбонагнетателя и двигатели болидов перестали издавать "кричащий" звук, чем они славились с гонки на кольце в Эйфеле 1934 года.

Всего на гонку заявилось 38 гонщиков. Кроме 6 из "больших команд" было еще 6-7 других европейцев на альфах и Мазератти, остальные американцы, в основном на Миллерах. Формула квалификации была не в пример нынешним марафонской - 3 захода по 10 кругов на брата. Место на старте расчитывалось по среднему времени лучшей из этих
попыток. С расчетом средней скорости случился интересный казус - в протоколы была занесена скорость как если бы квалификация проводилась на старой , 4х мильной , трассе, а не на переделанной, длина которой сократилась до 3 1/3 мили. В итоге, занесенные в протокол скорости оказались довольно скромные - примерно 130 км/ч, а не примерно 160 км/ч как было на самом деле.

8 машин не смогли квалифицироваться и на стартовой решетке оказались заняты 10 рядов по 3 машины в ряд.

Квалификацию выиграл Руди Караччиола, второе место Бернд Роземайер,


третьим калифорниец Рик Мэйс на той самой переделанной Альфе Ромео. К тому времени у него не было больших побед. В дальнейшем он дважды финиширует вторым в Индианаполисе, станет укратным победителем серий Индикара в 1940 и 41 гг., выиграет 7 "грязевых" гонок (по сути - это были просто грунтовые гонки на овалах , напоминавших современные) и погибнет в 1949 в возрасте 36 лет.

Второй ряд стартового поля заняли Симэн, Нуволари и Фарина. Фон Делиус стартовал с третьего ряда, заняв только 8ое место в квалификации.

В полвторого по времени Восточного побережья , в День независимости США, 30 машин стояли на старте гонки. Но тут ливанул дождь, американцы сразу же отменили гонку к изумлению европейцев для которых гонки в дождь уже тогда были обычным делом.

Прошли сутки и
еще полчаса, когда Ральф Де Пальма махнул флагом ,дал старт трехсот мильной гонке.

Остановлюсь на фигуре Ральфа Де Пальмы. Это был один из величайших гонщиков США первой трети прошлого века. Первый итало-американец, достигший успехов в автогонках. И каких успехов ! 4х кратный чемпион Чамп Кара, победитель Инди500 1915г., чемпион канадской серии 1929г. Считается что всего он выиграл 2000 гонок за 27 лет своей карьеры и заработал 1,5 миллиона долларов, что для тогдашних профессиональных автогонщиков в США было совершенно сказочными деньгами. Помимо прочего у него было две победы в "старом" Кубке Вандербилда в 1912 и 1914г., одержанные , кстати, на машинах марки Мерседес. Де Пальма закончил выступать только за три года до описываемых событий в возрасте 52 лет. Семья Де Пальмы напоминает семью Андретти. Петер де Пальма, племянник Ральфа, победил в Инди500 в 1925. Ральф де Пальма умрет в 1956 году в возрасте 74 года от рака.

Итак, гонка началась. В первом же повороте Роземайер подрезал Караччиолу и вышел на первое место. На втором круге Симэн обошел Нуволари, а на третьем Караччиола вернул себе лидерство, создав себе в течении круга шестисекундный отрыв от Роземайера. Сзади американец Билл Уинн на Миллер-Оффенхаузере с четырехлитровым мотором прошел Фарину и Нуволари и до 8го круга боролся с Симэном за 4ое место. Затем сошел из за вышедшей из строя коробки передач. К этому моменту сошло уже три машины. На 11ом круге Роземайер возвратил себе лидерство. и отбивался от непрерывных атак Караччиолы. Тогда же Нуволари наконец проснулся и пройдя Симэна начал атаковать американца Мейеса. Однако на 16м круге полетел шатун и гонка для итальянца закончилась. Он стал уже 6м сошедшим, но у всех были проблемы с механикой и ни одной аварии пока не было. Караччиола сошел через 6 кругов - полетел нагнетатель, но расстроен он не был: радости "медового месяца" превосходили разочарование от схода. С этого момента все усилия конюшни были направлены на поддержку Симэна, который пройдя Мейса, вышел на второе место. Подтянулся и фон Делиус, вышедший на четвертое место перед Фариной.
На тридцать восьмом круге Роземайер на 35ти секундном питстопе и Симэн первый с отрывом в 30 секунд. Через два круга на пит-стопе Мейс, которого обходит вернувшийся в гонку на машине Фарины Тацио Нуволари.

image Click to view


46ой круг. Симэн в боксах, Роземайер - лидер. Далее Симэн, Мейс, фон Делиус, Нуволари, прорвавшийся из глубины пелетона американец Вирн (стартовавший 17м) и еще один американец Хорн (9). К 50му кругу Нуволари обогнал фон Делиуса, а затем атаковал и обогнал Мейса. Но на 50м круге у его машины начались очередные проблемы с мотором, он заехал в боксы и вернул ее Фарине. Мотор удалось как то починить и Фарина вернулся на трассу. Спустя 20 кругов он еще раз заехал на пит-стоп для очередного ремонта двигателя, отстал от победителя на 13 минут, но тем не менее пришел в гонке пятым, его отрыв от шестого места (норвежец
Торн на частной Альфе Б) 8 с половиной минут. Такой был уровень профессиональных гонщиков лучших европейских конюшен того времени - машина дважды выходит из строя и тем не менее отрыв от ближайшего частника 3,5 круга !

В самом конце гонки Симэн сел на хвост Роземайеру, но  просчитался с топливом и был вынужден на предпоследнем круге заезжать на пит-стоп и как следствие проиграл 51 секунду. Третьим с отставанием на 2,5 круга приехал Мейс, доказавший, что американцам не надо класть палец в рот. За ним фон Делиус. Всего финишировало 14 гонщиков , но занявший 13 место Роуз был дисквалифицирован.

Первый приз составил 20 000 долларов, второй 10 000, третий 5 000. Десятый получил 1400 долларов, а еще 10 000 долларов было разделено между остальными стартовавшими гонщиками.

Роземайер был официально приписан к СС, Гиммлер его очень ценил и за победу в США назначил Бернда Роземайера Гаптштумфюрером СС. Спустя 6 дней в Бельгии начинался Чемпионат Европы, но новоявленный капитан уже не успевал.

Кубок Вандербилда 1937г. стал последним подобным соревнованием до войны и последним автогонкой на Рузвельд Филд. Все таки поверхность трассы была неподходящей для гонок международного класса и спустя три года там начали проводить то, для чего этот стадион подходил идеально - скачки.

Кстати - Альфа-мутант потом еще 10 лет использовалась различными американскими гонщиками и даже добралась до Инди500. Лучшей для нее оказалась гонка 1939 когда Стэпп сумел финишировать на ней пятым.

Германия, спорт, авто, США

Previous post Next post
Up