"Словацкая стрела"

Jan 28, 2010 10:25

Было бы очень странно, если бы Чехословакия в тридцатые годы не обзавелась скоростными мотовагонами. Такие мотовагоны у нее, конечно, были. И если серия М.130.1, строившаяся заводами Škoda с 1932 года, скоростной только называлась (эти изящные мотрисы разгонялись максимум до 65 км/ч), то серия M.290, спроектированная и построенная компанией Tatra, была рассчитана на по-настоящему высокие скорости.


Вся серия (заводское обозначение Tatra 68) состояла из двух мотовагонов, переданных Чехословацким железным дорогам в 1936 году. Внешне они имели некоторое сходство с британским "летающим бананом", который здесь уже проезжал (или пролетал).


Заказ поступил на завод в 1934 году. Руководил проектом Ганс Ледвинка, в работе участвовали опытные конструкторы - инженеры Эрдёш, Воллер и Соуседлик.


В качестве двигательной установки был выбран шестицилиндровый бензиновый мотор Tatra T67 (как опция рассматривался дизельный двигатель). Каждый мотовагон был оснащен двумя такими моторами мощностью по 160 л. с.


Серия M.290 должна была заменить братиславский скорый поезд, ведомый паровым локомотивом и проходивший 397-километровую дистанцию Прага - Братислава со средней скоростью 68 км/ч.

Ходовые испытания, проводившиеся в начале 1936 года, дали отличный результат, полностью отвечавший ожиданиям железнодорожников - мотовагоны развивали скорость до 130 км/ч, один из них на перегоне Пржеров - Ческа Тржебова показал 148 км/ч. Средняя скорость движения на дальние дистанции составила 110 км/ч.


На практике новые экспрессы Slovenská strela курсировали между Прагой и Братиславой на более низкой средней скорости - 92 км/ч (с одной промежуточной остановкой). В большинстве справочников говорится, что дистанцию они проходили за 4 часа 28 минут, однако на рекламном плакате значится другое время - 4 час 51 минута. В любом случае "Стрела" была куда более быстрой, чем "конвенциональные" поезда.
Весной 1939 экспресс стал международным, не поменяв маршрут - теперь он ходил из административного центра протектората Чехии и Моравии в столицу независимой Словацкой Республики. А осенью того же года "стрелы" вывели из эксплуатации.


После войны оба мотовагона вернулись в строй, но на братиславской линии их больше не использовали. Производство серии не возобновилось - хотя на послевоенном плакате Tatra "стрела" изображена вместе с другими образцами продукции - легковым автомобилем, грузовиком и троллейбусом.


Один из вагонов был списан в 1953 году. Второй, прослуживший до 1960 года, сохранен, отреставрирован и находится в музее Tatra в Копрживнице (б. Нессельдорфе):







Чехословакия, аэродинамика, поезд

Previous post Next post
Up