про самолётики

Nov 28, 2008 11:40

Началась эта история в те наивные, романтические времена, когда для эпохальных свершений людям хватало собственного энтузиазма и некоторого денежного бонуса.

Лирическое отступление №1. Поколение, воспитанное в русле традиционной советской идеологии, традиционно морщится при сочетании несочетаемых в их представлении понятий "подвиг" и "деньги", "эпохальное свершение" и "бабло", "достижение" и "материальное вознаграждение", "рекорд" и "наличные". Может быть, ещё и поэтому речь сейчас пойдёт о НЕcоветском самолёте и НЕсоветском летчике. Конец лирического отступления №1.
И вот, в двадцатых годах такого же века Раймонд Ортейг, американский бизнесмен, посулил 25 тысяч долларов любому, кто перелетит из Нью-Йорка в Париж или наоборот.
Жадные до наличных акулы капитализма тотчас возбудились Эти посулы вызвали бурную реакцию прессы, общественности и деловых людей с обеих сторон океана.
Первыми возбудились легкие на подъем французы. П. Тараскон пытался дважды, первый раз в 25-м (из-за различных несостыковок перелет не состоялся) и в 26-м (не хватило денег, о, эти презренные деньги!.. на подготовку самолета). Р. Фонк, известный по первой мировой войне (да, и тогда были летчики-асы), попытался на трехмоторнике S35. Дальше попытки взлета дело не пошло - минус самолет, минус 2 из 4-х человек экипажа (сентябрь 26-го).
Американцы тоже бодрые ребята, и со своей стороны маршрута старались как могли: Дж. Дэвис и М.Вустер и "Pathfinder" (непонятно, был ли это именно K-47 Pathfinder Keystone, и была ли эта машина переделанным бомбардировщиком), попытка взлета, минус самолет и экипаж.
Ч.Нунжессер, стартовав из Франции, до океана долетел, где-то там и остался вместе с самолетом.
А вот Чарльз Линдберг, упертый молодой американец, подошел к проблеме обстоятельнее своих коллег. В качестве ТС он выбрал самолет малоизвестной фирмы Ryan Airlines, которая как раз в то время запускала в производство одномоторный верхнеплан М-2.
Гражданин Линдберг договорился о сотрудничестве с главным конструктором фирмы и с ним вместе доработал самолет, "чтоб оно летело более-менее прямо и, главное, долго".
Лирическое отступление №2. Можете ли вы себе представить, чтобы к советскому главному инженеру КБ или авиазавода пришел советский человек и сказал: "я тут хочу до Лондона прокатиться, давай-ка смастерим самолетик, денег дам"? Именно на Советский Союз и принятые там порядки я возлагаю вину за то, что у нас до сих пор практически нет частной малой авиации и заточенных под ее нужды структур. Конец лирического отступления №2.
Ну так вот.
Местные состоятельные парни решили вложиться в это дело, надеясь вернуть своё ($1000 залога за самолёт и примерно десять с половиной тысяч - за движок) на рекламе, и в конце февраля 27-го переделка началась.
В результате понятного стремления Линдберга взять побольше бензину и поменьше ненужного хлама из самолёта убрали вообще всё:
- кабину подточили под габариты летчика
- штурманское место убрали вместе с предполагаемым штурманом, туда же ушли такие бесполезные девайсы, как радиостанция и секстант (местоположение и куда лететь Линдберг спрашивал у встречных судов, приглушив мотор и свесившись из кабины), а также топливомер (Линдберг небезосновательно предполагал, что количество топлива может прикинуть на глазок, а если не хватит, то упадешь что с топливомером, что без).
- для пилота поставили плетеное кресло, оно лёгкое.
- бак расположили перед кабиной; вспомогательные баки были в крыльях, кстати, размах последних пришлось увеличить.
Вообще же конечное творение называлось Ryan NYP (NYP означает "Нью-Йорк - Париж", конечно) и носило прозвище "Spirit of St.Louis" (состоятельные парни, выделившие денег, были из Сент-Луиса).
Линдберг взлетел 20 мая утром, и всего через 33 с половиной часа выпал из самолёта во Франции, аккурат на руки ликующей толпы, был обласкан, похвален и осыпан материальными благами.
Лирическое отступление №3. Вот читатель, наверное, думает, а что это за лирические отступления такие про Советский Союз. А вспомни, читатель, про советский спорт (а такой перелёт, несомненно, еще и спортивное достижение). И про стоны совков о "загубленом советском спорте". А я, читатель, вместе с тобой вспомню карикутуру из журнала "Крокодил" - сильно побитый мужик с флагом США на майке, и дядька, сующий ему чемодан денег со словами "вот тебе, Джон, за выход в финал", а рядом - мужик с советским флагом на майке, и крендель, со словами "вот тебе, Коля, за победу в финале" сующий ему красненький такой вымпелочек. И ещё давай вместе вспомним, что с падением СССР идеологический жупел как средство давления на спортсменов исчез, а финансового так и не появилось до сих пор. И давай ещё вместе поудивляемся и повозмущаемся, как это русские красавцы и красавицы смеют успешно заниматься спортом для постороннего дяди за какие-то презренные деньги. Нет бы славить партию и правительство и вымпела за олимпийское золото получать. Конец лирического отступления №3.
Чтобы получить примерное впечатление об ощущениях и совершенствовании словарного запаса Линдберга, немного посмотрим на самолет.
Вот его ЛТХ: Размах крыла - 14м. Длина самолета 8.40м. Высота - 2.50м
Площадь крыла 29.70м2. Масса пустого самолета 975кг, максимальная взлетная - 2380кг.
Двигатель Wright Which J-5C (звездообразный девятицилиндровый воздушного охлаждения с двухлопастным дюралевым воздушным винтом постоянного шага)
Мощность л.с. 1 х 223л.с.
Максимальная скорость - 210км/ч, крейсерская - 180км/ч.
Практическая дальность - 6600 км, Практический потолок - 5000м.
Экипаж - 1 человек.

Вот фотография этого чуда в полете:


А вот фото изнутри кабины (микрософт флайт симулятор точен и красив):


Внимательный читатель уже задался вопросом, а как же он видел, куда лететь?
Отвечаю: перед кабиной бензобак, а перед бензобаком - двигатель. Эти штуки непрозрачные, поэтому обзор из передней полусферы не просто нулевой, его нет вообще.
А в качестве альтернативы есть перископ. Вот видишь, читатель, чуть левее центра над циферблатами окошечко голубеет? Так вот это оно, перископ. Что в него увидел - тем и довольствуйся.
Тепло- и звукоизоляции нет. Закрылков нет. Посадочного тормоза нет. Шасси не убирается. Хвостовая опора - костыль. Из средств навигации - карта, компас и случайно встреченные рыбаки.
1600 литров топлива, из-за чего пробег такой длины, что до Парижа проще было докатиться, чем лететь. По той же причине потолок полностью заправленного самолёта - метров 50.
И ещё одна милая подробность: подача топлива в двигатель осуществляется только из основного бака, а когда там кончается, то из вспомогательных баков (в крыльях) бензин надо перекачивать в основной. Насос ручной (ручка такая в кабине).
И вот летит наш герой около полутора суток в мерзлой кабине, охреневший от грохота двигателя и недосыпания, и непрерывно дрочит ручку топливного насоса. Недаром президент Франции вручил парню орден Почетного Легиона.
Как Линдберг после такого перелета на таком самолёте умудрился приземлиться - науке неизвестно.

Вот собственно пока всё.

УПД: Есть предложение построить репликант этого механизма и использовать его для нужд православной церкви, например, всякий рукополагающийся на сан священник должен пролететь на этом чуде хотя бы километров пятьдесят.
И попов будет меньше и расходов на их содержание.

УПД№2: сам самолет сохранился и находится в музее аэронавтики США. В семидесятых годах была построена его полностью функциональная копия.

УПД№3(дисклеймер): Автор поста с уважением относится к достижениям авиастроения в Советской России и к легендарным лётчикам Советского Союза.
Лирические отступления касаются конкретных вещей и конкретного положения дел; текст несколько смягчил.

20-е гг, беспосадочные перелеты, авиация, Франция, США

Previous post Next post
Up