GM TDH-3610: история Розы Паркс

Sep 02, 2016 01:35

Вечером 1 декабря 1955 года Роза Паркс, 42-летняя чернокожая швея из Монтгомери, штат Алабама, завершив свой трудовой день, как обычно, возвращалась домой. Дождавшись автобуса, следовавшего по Кливленд авеню, Роза оплатила проезд и заняла свободное место в центре салона. По действовавшему на тот момент закону города Монтгомери в передней части салона могли передвигаться исключительно представители белого населения, а все цветные пассажиры размещались в задней части автобуса. В том случае, если сидячие места в белой секции заканчивались, водитель автобуса имел все полномочия расширить её зону, потребовав от цветных пассажиров, сидящих в непосредственной близости от границы секций, уступить свои места белым. Роза Паркс разместилась как раз на одном из таких "пограничных" мест.




Через две остановки, когда свободные места автобусе уже почти закончились, в салон вошло несколько белых людей. Водитель, заметив, что двое или трое из них остались стоять, громко потребовал освободить для них четыре крайних места цветной секции. Трое чёрных мужчин подчинились, встали со своих мест и прошли вглубь задней части салона. Роза же, решив, что трёх свободных мест будет достаточно для сложившейся ситуации, просто переместилась на соседнее место и села у окна. И только в тот момент, когда водитель поднялся со своего места и направился в её сторону, Роза осознала, что совершила ошибку.




Ошибка её заключалась в том, что этот водитель, Джеймс Фред Блейк, был уже знаком Розе, и она целых двенадцать лет избегала садиться в автобус, если видела, что за рулём сидит он. Это был тот самый водитель, который в 1943 году потребовал от неё - уже после оплаты проезда - выйти из автобуса и зайти в салон через задний вход, несмотря на сильный дождь на улице. И в тот момент, когда Роза вышла наружу, подчинившись требованиям водителя, тот просто закрыл двери и уехал, оставив её мокнуть под дождём. В этот раз она обратила на него внимание слишком поздно, когда конфликт был уже неизбежен. И теперь отступать Розе было некуда.




- Почему вы не встаёте? - спросил водитель, приблизившись к ней.
- Я не думаю, что я обязана вставать, - ответила Роза.
- Если вы сейчас же не встанете, я вызову полицию, - настаивал водитель.
- Да, вы можете так поступить, - согласилась Роза.

Водителю не оставалось ничего, как выйти из автобуса и позвонить в полицию. Прибывший наряд арестовал Розу за нарушение закона о расовой сегрегации в общественном транспорте.



Красной рамкой выделено окно, у которого Роза Паркс сидела перед своим арестом

Арест Розы Паркс незамедлительно всколыхнул городскую организацию по защите прав чернокожих, которая на тот момент уже созрела для открытых гражданских действий, и на следующий день были напечатаны сотни листовок с призывом к чернокожим гражданам бойкотировать автобусные линии Монтгомери в знак солидарности с Розой Паркс и против процесса над ней. Гражданская акция была назначена на 5 декабря - день, когда должен был состояться суд.




В назначенный день тысячи чернокожих граждан Монтгомери отказались от поездок на автобусе: те, у кого была машина, бесплатно брали с собой попутчиков; те, у кого была возможность, оставались дома; кто-то пользовался услугами такси, но многие шли пешком, даже если их путь составлял десятки миль. Протест, как и ожидалось организаторами, обрел массовый характер. Вечером того же дня оргкомитет подвёл итоги и, вдохновившись первым успехом, принял решение продолжать бойкот.



Участники бойкота в Монтгомери пешком идут на работу

В конечном итоге, вся эта акция, получившая название Montgomery bus boycott, продлилась чуть больше года, и завершилась 20 декабря 1956 года после признания Верховным судом США законов штата Алабама о расовой сегрегации в транспорте противоречащими Конституции, что означало полную победу протестующих.



Чернокожие пассажиры входят в автобус через передние двери после окончания бойкота в Монтгомери

Эта история сделала Розу Паркс иконой правозащитного движения, а малоизвестного за пределами Монтгомери баптистского проповедника Мартина Лютера Кинга - политической фигурой национального масштаба. С победой участников бойкота автобусных линий в Монтгомери американский юг вступил в активную борьбу за права цветного населения.



Роза Паркс и Мартин Лютер Кинг

Коллега vodolaz75 мельком уже показывал такую модель, но она была в блистере - толком не рассмотреть. Теперь у меня появилась возможность показать её более подробно.




Честно говоря, заказывая эту модель, сомневался, действительно ли она стоит своих денег, совсем не таких малых, как хотелось бы в случаях с журнальными сериями. Уж очень смущало остекление в стиле раннего Классикбаса, да и в целом исполнение казалось довольно топорненьким.




Но когда получил модель и взял её в руки, понял, что модель хороша. Да - остекление, да - дешёвая деталировка, но модель приятно держать в руках. Никакого сравнения с ранним Классикбасом. Кстати, кузов, в отличие от Грейхаунда из той же серии, - металлический. Что во всех отношениях добавляет модели веса.




Интересно, что так же, как и в случае с Рутмастером, приобретением данной модели я обязан песне. Пару лет назад в приступе ностальгии по старым добрым временам я решил собрать и переслушать песни, которые особенно запомнились мне с детства и юности. Одной из таких песен стала "We Didn't Start the Fire" Билли Джоэла, клип на которую я увидел в какой-то информационно-развлекательной программе на закате перестройки. Но в отличие от тех далёких дней юности, теперь я был в состоянии распознать, что содержание этой песни суть перечисление последовательности различных имён и событий, очевидно имеющих определённую важность для автора. Оттуда я и узнал о таком историческом событии, как бойкот автобусных линий в Монтгомери, которое в песне описано единственным словом - Alabama, размещённым между Будапештом и Хрущёвым.




Ещё тогда, увидев фотографии этого автобуса в Википедии, первой моей мыслью стало: интересно, кто-нибудь выпустит такую модель в 1:43? И ведь выпустили же!



Тот самый автобус в музее Генри Форда, Дирборн, штат Мичиган

А теперь, собственно, и сама песня, под впечатлением от которой я даже не поленился и сделал свою собственную подборку иллюстраций.

image Click to view



1950-е, автобусы, журнальные серии, pct, gm, hachette

Previous post Next post
Up