"Железный человек"

Feb 04, 2016 22:49

Нет, речь пойдет не о знаменитом персонаже комиксов и фильмов. "Железным человеком" по праву можно назвать одного из самых сильных гонщиков с невероятной судьбой - Александро Дзанарди.
Алекс родился в самом автомобильном регионе Италии - Болонье, и с 13 лет начал путь в автоспорте. В 1989 году он перешел из картинга в младший формульный класс, и уже через 2 года стал вице-чемпионом в международной серии Формула 3000, чем открыл себе дорогу в Большие Призы. В 1992 он безуспешно провел несколько гонок за Минарди, а в следующем году провел полный сезон в не самом сильном Лотусе, тем не менее, регулярно финишируя в десятке лучших. В конце сезона он попал в сильную аварию, и из-за травм пропустил следующий год. Место в Формуле 1 было потеряно, и Александро решил отправиться за океан. Там ему удалось впечатлить легендарного Чипа Ганасси во время тестов, и тот взял его в команду с 1996 года. Заполучив быструю машину, итальянский пилот быстро раскрыл свой талант: дебютный сезон в Америке он закончил с бронзой, а в 97-98 годах оформил титулы чемпиона серии CART (ныне Indycar).



Успехи за океаном позволили Алексу вернуться в Ф1. Но и со второй попытки добиться успеха не получилось - сезон 1999 года за команду Вильямс выдался не особо успешным, лишь пара финишей в десятке. Поняв, что в больших призах ему ловить нечего, Дзанарди вернулся в Америку, подписав контракт на сезон 2001 с командой Mo Nunn. Новая команда не могла похвастаться такой быстрой машиной. как у Чипа Ганасси, и теперь Алексу редко удавалось пробиться в топ-10, не говоря уже о подиумах. А на 15 этапе сезона, во время гонки в немецком Лаузитце, случилось страшное. Дзанарди попал в аварию, которая едва не стоила ему жизни и должна была поставить крест на спортивной карьере - потеряв управление болидом, он подставился под другую машину, летевшую на полной скорости. Авто Дзанарди разорвало напополам, а из-за серьезных повреждений Алекс лишился ног.

image Click to view



Этот случай раскрыл талант Алекса с другой стороны. Казалось бы, после такого встать на ноги (вернее на протезы) - уже победа. Но пару лет Александро уже не просто мог ходить, но и вернулся за руль... гоночной машины! На машине CART, оборудованной ручным управлением газом и тормозом, он проехал символические 13 кругов во время этапа в Торонто - именно столько ему не хватило в злосчастном Лаузитце до финиша. И проехал он эти круги в таком темпе, что лучшее время позволило бы ему занять 5 место на стартовой решетке, прими он участие в квалификации. После такого он принял решение вернуться в автоспорт.



В 2004 году Алекс вернулся в гонки в составе команды БМВ, приняв участие в чемпионате Европы по кузовным гонкам (ETCC), которая через год была преобразована в чемпионат мира. Несмотря на отличную машину, титулов Алексу завоевать не удалось - уж очень сильный был тогда состав пилотов - например, напарниками Алекса по команде были нынешние звезды БМВ Энди Приоль, Дирк Мюллер и Аугусто Фарфус. Тем не менее, итальянец не терялся на фоне быстрой молодежи - он смог завоевать 4 победы и множество раз поднимался на подиумы. В конце 2009 года Алекс объявил о завершении автоспортивной карьеры, так как он решил сосредоточиться на другом виде спорта - с 2007 года он увлекся пара-велогонками.



В своем дебютном вело-марафоне в Нью Йорке он сходу занял 4 место. После завершения гоночной карьеры в 2009 году он начал активно готовиться к паралимпийским играм, выигрывая веломарафоны один за другим - Венеция в 2009, Рим в 2010, Нью Йорк в 2011. В 2012 году Алекс достиг цели, выиграв олимпийское золото дважды, и взяв серебро в командной эстафете. Что интересно, заезды проходили на гоночной трассе Брэндс Хэтч, которую он прекрасно знал по своим прошлым выступлениям :)
Несмотря на завершение карьеры, Алекс не мог долго оставаться вне автоспортивного мира. После олимпиады он принял участие в тестах машины DTM BMW M3, и понял, что рано повесил шлем на гвоздь. Но вернуться в высшие дивизионы гонок Дзанарде уже не мог в силу возраста, все-таки ему уже было 46 лет. К счастью для него, его бывшая команда из WTCC решила принять участие в гонках Гран Туризмо, и Александро получил место боевого пилота за рулем BMW Z4 GT3 в серии Blancpain Sprint на сезон 2014.



Итак, я плавно подошел к главной теме поста теме поста - модели этой самой Z4. Добиться больших успехов Алексу в том году не удалось - и БМВ не могла соперничать с Ауди и Ламборгини, и итальянский ветеран уже не поспевал за талантливой молодежью из заводских команд. Тем не менее, несколько раз Дзанарди смог финишировать в десятке лучших.



Ливрея машины Алекса была посвящена его паралимпийским триумфам: на бортах - схематичные изображения гонщика на велосипеде и во время награждения, а на капоте и крыше список достижений - результаты олимпиады 2012 года, чемпионский титул по пара-велоспорту в 2014 и время, которое Александро установил в легендарном марафоне "Железный человек", включающего в себя марафонский бег, плавание и вело-заезд. Дзанарди, по понятным причинам, выступал там вне зачета, используя в секции бега специальную коляску (как на паралимпийских играх). Его время - 9 часов 47 минут - было лишь 272, но в категории от 45 до 49 лет он стал 19м - достойный результат для человека без ног в таком возрасте.
В 2015 году Алекс снова вернулся в гонки, правда только на один этап. Но зато какой - марафон 24 часа Спа. Его BMW Z4 GT3 оборудовали под возможность как ножного, так и ручного управления, а компанию ему составили звезды DTM и Формулы 1 Бруно Спенглер и Тимо Глок. Несмотря на некоторые сложности во время смен пилотов, экипаж вел неплохую гонку в пятерке лучших, и рассчитывал побороться за подиум, но пробитый на 23 часу радиатор вывел команду из борьбы.



Спарк традиционно выпускает модели болидов GT3 с марафонских гонок в Бельгии и Германии, а участников спринтерских гонок обходит стороной. Для модели итальянского пилота, видимо, решили сделать исключение - и почти весь тираж модели (500 шт.) был распродан в считаные дни. Я был очень удивлен, когда нашел эту модель в японском магазине, да еще и по цене, ниже чем в немецких магазинах.



Как только я получил эту модель, тут же сравнил ее с японской Z4 от Ebbro. Модели абсолютно одинаковые, разве что пара деталей отличаются - антенна на крыше и решетки воздуоводов на бортах. А вот в качестве исполнения Спарк уступает Эббро - покраска не идеально ровная, некоторые детали установлены не совсем ровно, декали ливреи в паре мест вообще имеют складки. Но не будь у меня японской версии, я бы оценил модель спарка на отлично.



Вот такая модель машины удивительного итальянского спортсмена с невероятной судьбой, который и не собирается на пенсию - в этом году он попробует защитить свои паралимпийские титулы на летних играх.

гонки, автоспорт, spark, bmw

Previous post Next post
Up