Автомобиль и гонщик первые превысившие скорость в 250 км\ч!

Nov 18, 2015 16:17

Оригинал взят у lischita в Автомобиль и гонщик первые превысившие скорость в 250 км\ч!


Как причудлива автомобильная история. Стоит, например, занять место в болиде - участнике гонок «Формула -1», погонять неполный сезон, и о тебе знает весь мир! На родине ты звезда, а чей там болид, кто его сконструировал, это особенно и не важно. ) Ну болид и болид, не хуже и не лучше других, зачем заострять внимание на «железяке», ведь без того кто ей управляет, она все равно ничего не значит. Поэтому если конструктор автомобилей хочет быть успешным и известным, лучше ему заниматься созданием автомобилей для «обычных потребителей», а не для гонок.  Если «Обычные потребители», особенно когда серди них будут известные артисты, бандиты, политики, члены королевских семей и другие сильные мира сего,  оценят автомобиль, тогда знать будут конструктора, восхищаться его гением, а не умением «прокладки» между рулем и водительским сиденьем. Подобных примеров много Бугатти, Порше, Ферарри и т.д. и т.п.. Но как ни странно, прежде чем купаться в лучах славы от своих совершенных созданий, эксплуатируемых состоятельными особами всего мира, автомобильных конструкторов всегда привлекала скорость, им хотелось создавать быстрые автомобили, где все аскетично и подчинено результату и ничто не отвлекает от конструкции, ни наличие ценных пород дерева в отделке салона, ни многочисленные системы безопасности оберегающие «обычных потребителей» от возможных неприятностей.  В создании, таких автомобилей есть чистое творчество. Это не серийные конструкции и хоть они существуют в единственном экземпляре, их история очень притягивает. Особенно тех, кто боролся и покорял рекорды скорости на суше ( как все это начиналось, можно узнать тут)
Попались на эту удочку и братья Фредерик и Август Дюзенберги - эмигрировавшие со своей овдовевшей мамой и младшими братьями и сестрами из Германии в 1884 году и обосновавшиеся на ферме городка Рокфорд (штат Айова).  Им очень нравилось покорять скорость, сначала они делали это на велосипедах, затем, после окончания средней школы в 1897 году основали собственный магазин по их продаже.



Братья Дюзенберги на велосипедах

К 1906 году, благодаря финансовой поддержке одного местного адвоката вошли в автомобильный бизнес - начав проектировать свой первый гоночный автомобиль с двухцилиндровым двигателем и участвовать в автогонках. Усилия, талант не пропали даром в 1913 году братья основали собственное предприятие «Дюзенберг Мотор Компани» ( правда уже в штате Минесотта, так как свой старый бизнес пришлось продать в 1911 году сенатору Фредерику Майтагу, который являясь крупным акционером решил переориентировать профиль предприятия с выпуска автомобилей на производство стиральных машин, как на более прибыльное дело) специализирующуюся на постройке гоночных автомобилей и мощных лодочных моторов.  И уже в 1914 году  под управлением будущего летчика - аса Первой Мировой Войны Эдди Рикенбакера  гоночный  Duesenberg добрался до финиша в гонке Indianapolis 500.  Автомобиль братьев заметили. Сформировалась своя команда, капитаном стал Томми Милтон отчаянный гонщик, скрывающий, что от рождения слеп на один глаз, механики Джимми Мэрфи и Дуайт Кесслер.



Томми Милтон



Джимми Мэрфи

Пока Дюзенберги начинали свои первые шаги в автоспорте в 1914 году британец Хорнстед на своем «Bliten-Benz» на километровой дистанции установил рекорд скорости на суше, чуть-чуть не преодолев рубеж в 200 км\ч (его скорость составила 199,714 км\ч).
Однако гонки - гонками, но необходимо было и зарабатывать. На фабрике братьев Дюзенбергов налаживался выпуск автомобильных, лодочных и авиационных двигателей, поставки которых с началом первой мировой войны увеличились в разы. Их закупали армии Франции, России, Великобритании и Соединенных Северо-Американских Штатов.



Сотрудники братьев Дюзенбергов 1917 год

К 1919 году  «Дюзенберг Мотор Компани» стоила колоссальную сумму в полтора миллиона долларов! И  именно в 1919 году известный американский гонщик Ральф Де Пальма на американском автомобиле Packard  установил на разных дистанциях несколько мировых рекордов.





Ральф Де Пальма и его автомобиль

На километровой дистанции его скорость равнялась 241,190 км/ч, довоенный рекорд Хорнстеда  побит! Однако функционеры из Парижа, где размешалась штаб квартира «Международной Ассоциации Автомобильных Клубов» (МААК) его не признали, так как дистанция была пройдена в одном направлении, что противоречило правилам.  Американцам было все равно ( впрочем как обычно). Они боготворили Де Пальму, теперь рекорд принадлежал им и их автомобилю, а не каким-то там европейцам.  Томми Милтон попросил братьев Дюзенбергов возобновить разработки автомобиля способного установить рекорд скорости на суше, чья конструкция обсуждалась еще в 1916 году!
К сожалению, в единственной книге, посвященной покорению рекордов скорости на суше, выходившей еще в СССР - Кочнев Е. Д. «Люди, автомобили, рекорды» об усилиях Милтона и братьев Дюзенберг почти ничего не сказано, а между тем это занимательная история)
Милтон и Дюзенберги увидели, что Packard, создавая автомобиль для Де Пальмы, претворил в жизнь их идею - установить на автомобиль авиационный двигатель. На Packard снабдили свою разработку мощным двенадцати цилиндровым мотором, применявшимся на самолетах «Либерти» во время войны. У Дюзенбергов имелся свой авиационный двигатель, но теперь необходимо было противопоставить конкурентам что-то мощнее! Пока в 1919 году Томми зарабатывал призовые, участвуя в гонках американского чемпионата на автомобиле Duesenberg, оснащенного восьмицилиндровым 4,91 литровым двигателем мощностью 297 л.с. ( по правилам двигатели подобного литража не могли быть мощнее 300 л.с.) устроители чемпионата решили к началу 1920 года изменить регламент и снизить литраж двигателя до 3-х литров, а его мощность до 183 л.с. Все команды об этом узнали в сентябре после гонки в Юнионтауне (штат Пенсильвания) где автомобиль Милтона - лидера гонки, загорелся в десяти круга до финиша, и не смотря на то, что Томми вел себя хладнокровно ( задним ходом против ветра, сбивая пламя  двинулся к ограждению, где ему могли помочь)  получил множественные ожоги, встал вопрос об ампутации одной ноги!  Место Томми по его просьбе в команде занял механик и лучший друг Джимми Мэрфи, давно рвавшийся в бой. Ногу не ампутировали, но Милтон лежал в больнице. И именно в этот момент он понял, как можно изменение правил использовать для рекордного автомобиля! Он попросил установить на шасси два восьмицилиндровых двигателя, которые нельзя будет уже применять в гонках. Каждый из них должен был вращать со всей своей мощью только по одному заднему колесу! По расчетам это должно было быть мощнее и быстрее, чем у Packard!



Два двигателя, установленные на шасси Duesenberg



Шасси рекордного автомобиля Duesenberg, обратите внимание куда выходит труба отработанных газов двигателя слева

В ноябре 1919 года отважный Томми вышел из больницы и опять сел за руль гоночного Duesenberg, выигрывая в гонках, он вкладывал свои средства в рекордный автомобиль, он еще раз горел в этом же году, но к счастью все обошлось без серьезных травм. Все свободное время он проводил на заводе «Дюзенберг Мотор Компани» у своего рекордного автомобиля.



Попытки атаки на рекорд решили провести в апреле 1920 года на пляже в Дейтона-Бич. До заездов Томми Милтон отправился на Кубу, чтобы принять участие в «гонке звезд». Когда в предвкушении нового рискованного состязания он с Кубы отправился в Дейтона-Бич, случайно в одной из газет ему попалось сообщение: «Джимми Мэрфи на автомобиле Duesenberg побил рекорд скорости на суше Ральфа Де Пальмы! На дистанции 1 км его результат составил 246 км\ч! » Сказать, что Томми очень-очень разозлился, это не сказать ничего. )



Джимми Мэрфи за рулем рекордного Duesenberg 1920 год

Его лучший друг, и, как ему казалось, надежные партнеры братья Дюзенберги подвели его! Приехав в Дейтона-Бич он не стал слушать Фредерика Дюзенберга и Джими Мэрфи, хотя они пытались ему объяснить, что только обкатывали автомобиль они даже не приглашали хронометристов,  просто засекали время с помощью обычных зевак, среди которых оказался журналист.  Злость сильно подстегивала Томми, он ринулся в атаку на рекорд, сначала ничего не получалось, он не мог превзойти результат Джимми.



Томми после установления рекорда. Обратите внимание краска на передней части авто слезла от температуры двиагтелей

Решили почистить автомобиль от песка, перебрать двигатель. И вот 25 апреля 1920 года Томми Милтон побил семь рекордов Де Пальмы на дистанциях от 0,5 до 5 миль, достигнув скорости 247,593 км\ч на километровой дистанции, это было лучше времени Мэрфи, но Милтон чувствовал, что машина может ехать быстрее и 27 апреля на километровой дистанции он достиг скорости 251,099 км\ч! Он первый разогнался на автомобиле до скорости большей чем 250 км\ч! Томми очень радовася, он сказал, что никогда не забудет эти дни 1920 года в Дейтона-Бич. К сожалению чиновники из МААК рекорд не признали, по тем же причинам, что и рекорды Де Пальмы.



Томми Милтон за рулем рекордного Duesenberg май 1920 года, трек в Индианаполисе.

Рекорд Милтона так и остался неофициальным американским рекордом. Мировой сенсацией в 1920 году преодоление скорости в 250 км\ч не стало и все забыли об этом. А первым кто превысил по официальной версии скорость в 250 км\ч стал гражданин Великобритании Малкольм Кэмпбелл 24 февраля  1932 года там же в Дейтона-Бич достигнув на своем автомобиле Blue Bird скорости в 253,97 км\ч.
Рекордный автомобиль Duesenberg остался на заводе, Томми ушел из команды Дюзенбергов, и стал непримиримым соперником Джимми Мэрфи. Автомобиль перекрасили в белый цвет, написали на нем «Рекордный автомобиль».  В 1921 году Джимми Мэрфи и одержал уверенную победу на одном из спортывных автомобилей Duesenberg во Франции, в "Гран- При Ле Ман".



Duesenberg  перекрашенный, на фото самый дальний, обратите  внимание покрышки уже черные

Томми Милтон простил Мэрфи, только после смерти Джимми. В 1927 году тот разбился на гонках и Томми занимался похоронами и приведением его дел в порядок, не смотря на обиды, он проявил должное уважение. Сам Томми выиграл гонки Indianapolis 500 в 1921 и 1923 годах, а в 1927 году покинул спорт, он умер в 1957 году.



Томми Милтон с сыном 1928 год

В 1926 году братья Фредерик и Август Дюзенберги продали свою компанию Эрретту Лоббану Корду.



Август (слева) и Фредерик (справа) Дюзенберги 1925 год

Именно в этот момент теряются следы рекордного Duesenberg Томми Мильтона. Август покинул автомобильный бизнес, а Фредерик стал создавать автомобили для «обычных потребителей» ценящих скорость, комфорт и роскошь. Он создал лучшие автомобили Америки, которые ценят до сих пор и вместе с Кордом попал в «Зал автомобильной славы» в Детройте.



Портреты Фредерика Дюзенберга и Эрретта  Корда в в «Зале автомобильной славы»

Как ни странно, копию Duesenberg Томми Мильтона в масштабе 1\43 создали в Великобритании и не по заказу американских коллекционеров ( один из них, Фил Альдерман прилагал усилия к созданию масштабных моделей знаменитых гоночных и рекордных автомобилей США, формируя серию DUST&GLORY, размещая заказы у различных мастеров) или крупных торговых компаний, занимающихся продажей масштабных моделей, а по собственному интересу. За это все, кому интересны копии автомобилей рекордных автомобилей, должны благодарить Яна Мишеля Джонса основателя и единственного сотрудника мастерской Mach One Models, расположенной в городе Дерби (родине Rolls-Royce, Великобритания).
Отец Яна талантливый инженер с 1960 года участвовал в правительственной программе, осуществлявшейся совместно с  авиационным подразделением Rolls-Royce по созданию ядерных ракет. Сам Ян, также получил инженерное образование, трудился на заводах по созданию оборудования для сахарной промышленности, затем от скуки стал помогать одному из дилеров Ford в Дерби, далее перешел на фабрику, специализирующуюся на производстве и ремонте органных инструментов. Он искал себя и, в конце концов, при моральной поддержке своей жены и по совету давнего друга Ральфа Фостера - основателя бренда по созданию копий рекордных автомобилей Pandora Models, начал заниматься изготовлением масштабных моделей автомобилей, привлекавших его с тех давних детских пор, когда он увлекся их коллекционированием. Так в 1992 году он создал  Mach One Models, а в 1993 году покинул органную фабрику и стал домохозяином, воспитывая двух сыновей и создавая, мастер модели будущих рекордных автомобилей. Он прекрасно овладел различными инструментами, и изучил свойства материалов. По созданным мастер моделям Ян заказывал в британской компании CMA Moldform отливки из белого металла или смолы, декали заказывал в Дерби в небольшой компании Kaylee, все остальное сборка покраска и финальная доводка осуществлялась руками Яна в одной из комнат его собственного дома, переоборудованной в мастерскую, преимущественно по ночам, когда дети спали.



Ян Джонс в своей мастерской, ссередина 90-х годов XX века

Первой моделью, выпущенной в масштабе 1\43 под брендом Mach One Models, стала копия рекордного автомобиля Budweiser, с большим энтузиазмом встреченная коллекционерами на одной из многочисленных ярмарок-продаж, ежегодно проходящих в Великобритании. Появились, новые идеи, заказы не только от коллекционеров, но и от компаний, занимающихся производством и продажей масштабных моделей. Работы у Яна прибавилось. Он формировал свой ассортимент, не конкурируя с друзьями-мастерами и коллегами, пытаясь воплотить что-то новое и интересное,  предлагая коллекционерам масштабные модели как полностью собранные, так и в виде «китов». В 1998 по совету Дага МакХарда из многим известной компании Somerville Models, Ян решил приобрести оборудование для литья из белого металла и стать менее зависимым от режима работы CMA Moldform.  Даг МакХард долго настраивал приобретенное оборудование, но уже через полгода Ян смог делать отливки самостоятельно.
Копия Duesenberg Томми Мильтона появилась в ассортименте  Mach One Models в начале 2000-х годов. Она выполнена из белого металла, все достоинства и недостатки модели можно увидеть на фото, однако она прекрасно копирует прототип и передает его внешний вид и конструкцию. Никакого лоска, и ничего лишнего.  Жаль, что на моем экземпляре собранным самим автором черные покрышки, а не серо-белые, как на оригинале. Не повезло - модель из первой серии. ) Ян позже исправился, и выпустил вариант с аутентичными покрышками.





























Модель рекордного Duesenberg Томми Мильтона в масштабе 1\43

Ян Джонс в наши дни по сути прекратил выпуск новых масштабных моделей, работает на заказ для различных компаний, создавая мастер модели или отливки для их тиражей. Еще с 2012 года он высказывал свои мысли о том, что массовое производство масштабных моделей в Китае уничтожит авторскую работу, по сути это и происходит.



Ян Джонс 2010 год

Ян пытался с этим бороться, начиная проекты создания копий автомобилей в более крупных масштабах, но до конца пока их так и не довел - обычная проблема среди мастеров одиночек. Ян Джонс надеялся, что оба его сына поддержат «семейный бизнес», но те ответили ему, что зайдут в его комнату - мастерскую только после его смерти. Злая штука, но в каждой шутке есть только доля шутки.

duesenberg, 1920-е, забытые имена

Previous post Next post
Up