Оригинал взят у
lischita в
Французский Delamare-Deboutteville мог быть самым первым! Историки до сих пор спорят, какой автомобиль считается самым первым? Не смотря на то что официально, пока, первенство отдано Карлу Бенцу и его Patentmotorwagen одним из претендентов на первенство является четырехколесный автомобиль Delamare-Deboutteville, созданный совместно Эдуардом Деламар-Дебутвиллем и Леоном Полем Шарлем Маландином, запатентованный во Франции 12 февраля 1884 года ( патент № 160267).
Delamare-Deboutteville 1884
К сожалению мало что известно о создателях Delamare-Deboutteville, но безусловно это были одаренные люди и настоящие изобретатели. Эдуард, родился в Руане 8 февраля 1856 года в семье промышленника, владевшего текстильной фабрикой. Поэтому не странно, что в качестве учебного заведения для продолжения своего начального образования, Деламар-Дебутвилль поступил в «Бизнес школу агрономического и коммерческого индустриального института Северной Франции» в городе Лилль (l’Ecole Supérieur de Commerce et d’Industrie), по окончании которой вернулся на фабрику отца с множеством идей по ее модернизации. Но так как Эдуард был очень разносторонним человеком, что подтверждается всей его жизнью, насыщенной путешествиями, написанием книг с исследованиями в области философии,грамматике языка санскрит, созданием ферм по выращиванию устриц, существующих до сих во Франции в городах Карантек и Морле, не удивительно, что он решил попробовать свои силы в создании самодвижущихся транспортных средств. Помогал ему в этом Леон Маландин механик-инструментальщик, трудившийся на фабрике отца Деламар-Дебутвилля.
Ознакомившись с конструкцией двухтактного двигателя внутреннего сгорания Жана Ленуара и трудами Эжена Альфонса Бо де Роша (теоретически обосновавшего в 1862 году возможность построения четырехтактного двигателя) Эдуард и Леон создали в 1881 году свой одноцилиндровый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, мощностью в 2,5 л.с. и использующего в качестве топлива «светильный газ», применяемый в XIX веке для работы уличных фонарей. Двигатель установили на «трицикл» ( кто не знает это трехколесный велосипед) для испытаний, завершившихся в результате неудачей - взрывом бензобака. Насколько известно никто при этом не пострадал. Но опасность использования в качестве топлива «светильного газа» была осознана и в новой разработке Эдуард и Леон решили использовать в качестве топлива бензин. К 1883 году удалось спроектировать и собрать два одноцилиндровых двигателя, мощностью 4 л.с. каждый. Их оба решили установить в задней нижней части четырехколесной охотничьей повозки (так называемой DOG Cart, одну из модификаций которой, кстати, в масштабе 1\43 выпускала итальянская компания «BRUMM»).
Так получилось четырехколесное транспортное средство с двумя двигателями внутреннего сгорания, выдававшими суммарно мощность в 8 л.с., соединявшихся с коробкой передач через сцепление. Зажигание электрическое от гальванического элемента, для очистки горючей смеси использовался карбюратор с хлопковым наполнителем. Ведущие колеса задние. Ведущий вал соединен с большим маховиком и связан цепной передачей с поперечным передаточным валом, обеспечивающий вращение ведущих колес посредством двух боковых цепей. В январе 1884 года на созданном транспортном средстве состоялась удачная поездка до Фонтэн-ле-Бург, находящегося на реке Кали в 20 километрах севернее Руана. После чего окрыленные Эдуард Деламар-Дебутвилль и Леон Маландин подали свою заявку для получения патента на изобретение, которая и была удовлетворена 12 февраля 1884 года.
Дальнейшие испытания автомобиля Delamare-Deboutteville показали несовершенство его конструкции (два не синхронизированных двигателя входили в резонанс, и деревянная повозка в конце концов развалилась) и низкую надежность.
Необходимо было продолжать усовершенствования, но ни Эдуард ни Леон этого не сделали. И как результат не создали промышленный экземпляр и не запустили его серийное производство. Именно поэтому, как считают множество исследователей, автомобиль Delamare-Deboutteville не является первым автомобилем в истории человечества. Так же не добавляет очков в этом споре французам и факт отсутствия дагерротипов или фотографий Delamare-Deboutteville. Вот так, не доведя свои идеи до промышленного производства, не позаботившись о запечатлении основных этапов его создания, французы потеряли свою славу, а как было бы престижно быть страной подарившей миру не только велосипед, а и автомобиль!
Тем не менее, Эдуарда Деламар-Дебутвилля это не расстроило, он, как мы уже знаем, оставил свой след в истории Франции, получал награды, в том числе и высшую - Орден Почетного Легиона, изобретал ( например огромные двигатели мощностью в 7000 л.с.) и успел бы сделать что-то еще, но в 1901 году в возрасте 45 лет ушел из жизни, так и не оправившись от тяжелой болезни.
Французы, безусловно, не забыли своего знаменитого соотечественника и в 1984 году отпраздновали столетнюю годовщину со дня создания первого автомобиля, не обращая внимания на официальную версию. Выпустили памятные марку ( можно увидеть на первом фото поста) и медаль, посвященные Эдуарду Деламар-Дебутвиллю и его автомобилю.
По рисунками из патента 1884 года, создали несколько реплик Delamare-Deboutteville, одна из которых впервые предстала перед публикой на Парижском автосалоне 1985 года,
а другие сейчас в экспонируются в музеях Франции ( например в Национальном автомобильном музее в Мюлузе и других).
Процесс создания одной из реплик, не очень удачной, обратите внимание
Конечно, французские производители масштабных моделей не остались в стороне, и в 1984 году свет увидела копия Delamare-Deboutteville. Выполненная в масштабе 1\43 компанией ELIGOR по технологии «die-cast» с передней поворотной осью и пластиковыми деталями (руль, колеса, двигатели, приводные цепи). Смотрится конечно достаточно аскетично, но другой альтернативы нет. На фото представлена модель, созданная Eligor в 1998, по заказу французской компании Norev к столетнему юбилею первой «Международной выставки автомобилей, велосипедов и спорта». Именно в 1898 родились автомобильные выставки, на французский манер - салоны. Первую афишу видно на коробке от этой модели.
Специалисты Eligor запуская в 1998 году производство ограниченной серии Delamare-Deboutteville, не внесли в конструкцию масштабной модели никаких корректив, улучшающих ее проработку и копийность, хотя могли, да и уровень технологий с 1984 года за 14 прошедших лет ушел далеко вперед. Увы, была использована старая оснастка, поэтому более качественная копия, возможно появится в будущем, например к 150-ти или 200-летнему юбилею Delamare-Deboutteville.