Не маловато автобусов в Песочнице?.. ;-)
Оригинал взят у
aleksey_delfinn в
Городской «будильник» ЗиЛ-158В ЗиС-155, ЗиЛ-158 и ЛиАЗ-677 - самые массовые городские модели автобусов послевоенного СССР. Именно они последовательно составляли основы автобусных парков 50-х, 60-х и 70-х годов. Преемника «155-го» и предшественника «677-го», доставлявшего на работу наших родителей, бабушек и дедушек при Никите Сергеевиче и пока ещё находящимся в своём уме Леониде Ильиче, компания CLASSICBUS воспроизвела в виде самой распространённой модификации - ЗиЛ-158В производства Ликинского автобусного завода.
Когда в конце сороковых годов эксплуатанты несколько лет промаялись с прогрессивным по конструкции, но сложным и капризным дизель-электробусом ЗиС-154, стало ясно, что в качестве массового городского извозчика требуется что-то попроще и понадёжнее. Производство 154-х быстренько свернули, а в качестве временного (как тогда думали) решения на базе грузовика ЗиС-150 разработали и запустили в производство ЗиС-155, о КБ-шной модели которого недавно
поведал «Песочнице» коллега
rocky_g.
Годы шли, «временное решение», как это часто бывает, перешло в разряд постоянных и заполонило города Советского Союза. Не блистав технологическим совершенством с самого начала производства, к концу пятидесятых ЗиС-155 устарел окончательно и бесповоротно. Ему то и пришёл на смену герой нашего рассказа ЗиЛ-158. Но и новинка, по сути, представляла собой лишь глубокую модификацию предшественника, а первые опытные экземпляры даже иногда называли ЗиС-155М. Конструктивно автобусы были близки и имели множество унифицированных деталей и сборочных единиц.
Значительной модернизации конструкторы подвергли лишь кузов машины, правда и он не стал техническим откровением: листовые алюминиевые панели обшивки всё так же приклёпывались к каркасу четырьмя с половиной тысячей заклёпок.
От предыдущей модели новый автобус отличался увеличенным салоном (на радость низкооплачиваемым кондукторам со сдельной зарплатой), передней и задней панелями, боковыми окнами. Изменения экстерьера пошли на пользу: дизайн машины соответствовал духу времени и был, в общем то, не хуже зарубежных аналогов. Немного мощнее стал и двигатель, однако и его не хватало для довольно тяжёлой машины. Зато пердел силовой агрегат знатно, за что автобус прозвали в народе будильником: проедет утром такая тарахтелка под окнами: просыпайся рабочий народ!
Изначально новые автобусы производились там же, где и предшественники - на заводе им. Лихачёва. Соответственно, и передняя панель первых произведённых в Москве 9515 экземпляров несла на себе шильдик ЗиЛ.
Фото с сайта
CLASSICBUS Однако завод был перегружен различными государственными заказами. Особая важность придавалась в то время насыщению народного хозяйства «пятитонками» ЗиЛ-130. Но и городских автобусов стране требовалось немало. Совмещать такие объёмные программы предприятию становилось всё сложнее, и в 1959 году производство передали на новый завод ЛиАЗ. При этом, изделие сохранило изначальный индекс ЗиЛ-158, а после модернизации 1961 года - ЗиЛ-158В, хотя передок уже украшала эмблема подмосковного завода.
Фото с сайта
autowp.ru Всего в Ликино-Дулево изготовили 62 350 ЗиЛ-158 различных модификаций, пока в 1970 году их полностью не сменил на конвейере легендарный
ЛиАЗ-677 (несколько лет до этого обе машины выпускались параллельно).
Лично я на городских маршрутах ЗиЛ-158 уже не застал. А вот такие автобусы различной степени ушатанности с табличками «СЛУЖЕБНЫЙ» или «ЗАКАЗ» в восьмидесятых-девяностых встречались частенько. В памяти почему-то больше отложились бело-синие машины. По-видимому таких было большинство. Но и бежево-бордовые встречались тоже, несмотря на волну критики, обрушившуюся на головы производителей модели за выбор такой цветовой схемы. Вот, например, Москва, Васильевский спуск:
Фото с
«синего форума».
А вот - Ташкент:
Скан открытки с сайта
Ташкентский автобус Где сейчас можно увидеть ЗиЛ-158? Конечно в кино. Самый массовый городской автобус 60-х не мог не мелькать в фильмах тех лет или о тех годах: «Афоня», «В Москве проездом», «Серые волки», «Однажды 20 лет спустя», «В ожидании чуда»... В картине «Сибириада» 158-й даже полетал. Под брюхом вертолёта Ми-10.
Скриншот с сайта
kievrus.com.ua Мне автобус больше всего запомнился в «Напарнике» из «Операции Ы».
Обратите внимание, как открываются двери: петлями наружу. Пассажиры были недовольны. Проход узкий и об грязные в плохую погоду створки обязательно засеришь рукава одёжки.
Вид сзади. Комбинированные съёмки в 60-х годах не блистали совершенством.
Бежево-бордовый автобус - не первая попытка компании CLASSICBUS воспроизвести ЗиЛ-158В в масштабе 1:43. Модель явилась «работой над ошибками» первого воплощения в бело-синем исполнении. Изначально цветовая гамма была выбрана удачно, более распространённая и привычная глазу. Но, пожалуй, это единственное преимущество над «изданием вторым, переработанным и дополненным»: бело-синяя модель больше напоминала игрушку, нежели автомобиль в миниатюре.
В реинкарнации автобус получил менее привычную, но вроде всё же реальную цветовую схему. Причём, если бордовый цвет неплох, бежевый мне показался слегка ядовито-холодноватым. Цветопередача фото тех лет малоинформативна, но представить именно такой оттенок краски на автобусах 60-х годов трудно.
Но в общем и целом обновлённая модель смотрится недурно:
Каких-то фатальных косяков нет, оригинал в уменьшенной копии без труда узнаётся, но чтобы что-то зацепить в ностальгических закоулках памяти, цветовое решение всё же просится быть другим.
Шильдик «ЛиАЗ», вообще-то, не даёт права называть автобус ЛиАЗ-158В. Но у производителя модели другое мнение. На подиуме бокса красуется невозможная марка LIAZ-158B. Обратите внимание - В! То есть, латинская «Бэ»… Проблема решается легко путём разворота подиума надписью к стенке. Так оно лучше. Кстати, в первый раз магазин мне прислал «раритет»: эмблема «ЛиАЗ» отсутствовала на автобусе напрочь. Но курьер был прислан оперативно и модель поменяли.
При «работе над ошибками» львиная доля улучшений приходится на салон. Он действительно неплох. Каждое пассажирское сидение состоит из нескольких частей и раскрашено, поработали над полом и потолком, появились короба механизмов дверей и симпатичные плафоны освещения салона, довольно неплохо выполнены поручни, в том числе верхние.
Если насчёт цвета можно спорить, то толщина ЛКП по традиции CLASSICBUS явно великовата.
В результате имеем «замыленную» расшивку панелей кузова и неубедительные «жабры» охлаждения мотоотсека.
А вот колёсные диски хороши. Неплохо смотрятся и пассажирские двери, особенно по сравнению с «ужасом» КБ-шного ЗиС-155. На кожухе силового агрегата появилась расшивка, имитирующая «стёганое одеяло» винилового покрытия. Стеклоочистители по сравнению с прежней моделью улучшили, но до идеала далеко. Переделали переднее и заднее остекление, на их кромках появилась имитация уплотнителей. Над зеркалами тоже поработали, а вот «дыры», куда они вставляются неприличны. По традиции грустно без госномеров и маршрутных табличек в аншлаге. Вызывает вопрос странный цвет прозрачного пластика на верхнем фонаре-капельке.
Бамперы обновлённой модели щеголяют «хромом» в отличие от «серебрянки» предшественника. На моём экземпляре рука бойца колоть устала китайца ослабела и не смогла замкнуть «уплотнитель» левого заднего окошка. Намёк на болезнь настоящих ЗиЛ-158 первых серий, протекающие окна?.. А ещё злые языки знатоки продукции ЛиАЗа утверждают, что сзади перепутаны местами «стопы» и «поворотники». Может и так, но на цветных фотографиях тех лет и те, и другие кажутся одинаковыми по цвету. Так что, наверное, можно было их просто красными сделать.
Смена поколений городских автобусов. Обновлённая внешность, по меркам 60-х, на фоне предшественника смотрится моднее и маскирует архаичную конструкцию.
Всё же новый автобус немного повместительней (длина больше примерно на три четверти метра), немного поудобнее, немного помощнее. Ключевое слово - «немного»…
Аншлаги моделей обоих автобусов не заполнены информацией. Но и пустые окошки на ЗиС-155 смотрится предпочтительней благодаря прозрачному пластику. В активе модели ЗиСа и травлёные дворники (хоть они и излишне дистрофичны).
Наиболее заметны подвижки в «осовременливании» внешности - в передней части автобуса и в остеклении. Ушли в прошлое «амбразуры» окошек водителя и пассажиров.
А вот «попы» автобусов ещё пока похожи. Округлый дизайн 50-х сдаёт позиции не сразу.
Пришла смена 158-му.
В общем, модель у КБ вышла на четверочку. С минусом. Но если вы за вменяемые деньги хочется поставить на полку модель одного из главных автобусов Страны Советов - выбора нет. «Всё равно его не брошу, потому что он хороший». Что-то притягательное для меня есть и в КБ-шной «кондовости». Чем не ТруЪ Дайкаст?.. ;-)
• Предприятие-изготовитель: ЗиЛ, Завод имени Лихачёва; с 1959 г. - ЛиАЗ, Ликинский автобусный завод
• Годы выпуска: 1957-1970
• Число мест: для сидения - 32, номинальная - 60, предельная - 70
• Мощность двигателя: 109 л. с.
• Максимальная скорость: 65 км/ч
• Количество выпущенных автобусов: 71 865
• Модификация: ЗиЛ-158В (с 1961 года)
• Classicbus 04001B ЛиАЗ-158В (бежево-бордовый)