Жан-Виллис (Jeep Agricole, 1962, Universal Hobbies для Hachette)

Feb 02, 2015 00:30


...Но вместо того, от обиды кривясь, поведу под уздцы
бемоля и ямба гибриды, добро хоть не льва и овцы...



Всем привет! Думал я думал, что есть у меня в "гибридную" тему недели, да и вспомнил про чудной агрегат, попутно пытаясь разобраться, откуда ж он такой взялся. Наверняка исходную информацию можно взять из европейского журнала, да нет его и языки там не слишком понятные мне необразованному: французский, итальянский, а сейчас ещё и испанский, кажется.


Ни в коей мере не замахиваясь на попытку расписать историю фирмы Willys-Overland, или хотя бы их самой знаменитой машины несколько фактов из самых тривиальных источников таки приведу. По мере того, как Вторая Мировая война подходила к окончанию, фирма Виллис-Оверленд готовится к переходу на мирные рельсы. В 1944 году она выпускает пробную гражданскую версию знаменитого внедорожника - CJ-1 (Civilian Jeep). CJ-1 не пошли в продажу и были выпущены скорее как тестовые машины. В конце того же 1944 года Willys-Overland выпустили модель CJ-2, "AgriJeep", который тоже не пошел в широкую серию и может рассматриваться скорее как предшественник для обкатки решений пошедшего в серию несколько позже CJ-2A. Машина мало отличалась от своего прототипа - Willys MB: например использовались те же двигатели (Willys Go Devil). Из отличий - появилась задняя дверь для улучшения условий погрузки груза, появился вал отбора мощности (ВОМ) для навесного оборудования, устанавливалась трехскоростная коробка передач Borg-Warner T-90 с увеличенными, по отношению к MB, передаточными числами, а также понижающая передача. Запаску перенесли с заднего борта на боковой. Выпустили 45 экземпляров.

Первый действительно массовый "Гражданский Джип" CJ-2A начали выпускать в 1945 году как исправленную версию CJ-2. Визуально он отличался от предшественников и военных аналогов облицовкой: утопленные ранее в панель решетки радиатора фары головного света стали больше по диаметру и переместились на саму панель. Изменили количество вертикальных отверстий панели с 9 до 7 и их размеры. Комплектация машин периодически менялась из-за сильной зависимости Виллиса от поставщиков, а в послевоенной Америке не редкостью были ситуации, когда фабрики вставали из-за забастовок, соответственно приходилось срочно искать аналоги от других фирм. Большую ставку Willys-Overland сделали на гибкий подход в комплектации: в минимальной ставили только водительское сиденье. Пассажирское и задние сиденья, так же как и тент, были доп. опциями. Также предлагали разные наборы зеркал, двойные стеклоочистители, отопители, подножки, защиту карданных валов, усиленные рессоры, спец. радиатор для жаркого климата и др. Из рабочего оборудования можно было ставить ВОМ сзади и спереди машины, шкивы для привода внешнего оборудования, лебедки, отвал, гидравлический механизм подъёма навесного оборудования или сварочный аппарат. В течение всего выпуска постоянно расширялись возможности выбора цвета и оформления.. эээ... салона машины. В общем за ваши деньги любые ваши прихоти :) Всего за 1945-1949 годы выпустили 214760 таких машин.
Следующим поколением стала модель CJ-3A. На этих машинах стали устанавливать мосты и раздаточные коробки фирмы Dana. Подвеску усилили, лобовое стекло из двух половин заменило сплошное, а в базовую комплектацию включили ВОМ. Всего за 1949-1953 годы выпустили 131843 машины.




В 1951 году были проведены испытания варианта CJ-4, с новым мотором Willys Hurricane и увеличенной на 1 дюйм с классических 80 дюймов (2057 мм) базой. Автомобиль не пошел в серию, поэтому следующей полноценной серийной машиной стала модель CJ-3B. Установленный новый двигатель Willys Hurricane добавил машине мощности (с 60 л.с. до 75 л.с.), но потребовал изменения размеров капота, ставшего заметно выше, что заметно отличает пропорции машины от предшественников. В этой же модели появилась возможность опционально устанавливать 4-ступенчатую КПП. В этой же серии появилась длиннобазная модификация (129,875 дюймов (3299 мм)). Модель стала долгожителем, выпускаясь в США с 1953 по 1968 годы. Также весьма разнообразна география мест её изготовления: по лицензии их выпускали в Японии (Mitsubishi), Индии (Mahindra) и Турции (Türk Willys Overland). И за границей их собирали еще дольше: в Японии до 1998; в Индии - до 2010 года. В том же 1953 году, когда модель CJ-3B пошла в серию, фирма Willys-Overland была куплена фирмой Kaiser-Fraizer, лишившись второй половины своего имени.
Добавлю, что семейство машин CJ продолжало выпускаться до 1986 года, унаследовав свою нишу Wrangler'у, сохранившему узнаваемый облик, но по начинке уже больше являвшемуся Cherokee. Про марку Jeep в целом: в 1963 Willis'ы стали Kaiser Jeep'ами, в 1969 году Jeep уже входил в American Motors Co., а в 1987 году вошли в состав концерна Chrysler (сегодня DaimlerChrysler Corp.)




Про американский исходник вроде достаточно - перенесемся в старушку Европу. Помимо американского витка своей истории джип имеет свою французскую инкарнацию: лицензированное производство Виллисов наладил в свое время завод Гочкисс. Началось все с модели M201, французской версии Willys M38. Гражданскими версиями джипов стали модели JH-101, JH-102 и HWL. Первые машины оснащались двигателями Hotchkiss Brant, являвшимися лицензированной версией Willys Go Devil. После сравнения лет выпуска (а в США Willys Go Devil перестали ставить на новые машины в 1953 году, при том, что во Франции выпуск Гочкиссов начали в 1954 году) закрадываются у меня подозрения, что ушло оборудование французам.

Так или иначе, но вплоть до 80-х годов Hotchkiss M201 стал основным внедорожником французской армии. Прекратились поставки в 1969 году, а последний M201 был списан из армии в 2001-м. Производство гражданских версий на порядок уступало военным (например в 1959 году соотношение составило 4370/269 для выпущенных военных/гражданских машин). Отличиями модели JH-102 стали увеличенная до 500 кг грузоподъёмность, новая электрическая система на 12В и увеличенная на 17 см длина с сохранением колесной базы. Несколько улучшило популярность машин возможность установки альтернативного дизельного двигателя CLM Indénor 1.8 L 85XDP4 от Peugeot 403. Соответственно машины с дизельными моторами обозначались, как JH-102 D. Помимо дизельной версии появилась возможность оснастить машину более современным двигателем Willys Hurricane. После такого количества букв доходим наконец и до нужных нам сегодня: модель HWL (Hotchkiss Willys Longue), иногда обозначаемая как JH-102 HWL. Базу удлиненная версия имела в 2530мм, а грузоподъёмность выросла до 800кг (750кг для дизельной версии).




После затянувшейся вводной переходим, собственно, к модельке. Да, она снова из моей любимой тракторной серии. Как и остальные попавшие в неё агрегаты на автошасси фары у неё не обозначены краской, а сделаны "по-взрослому", отдельными деталями и даже без "зрачков". Французское происхождение/место эксплуатации выдают как раз таки желтые фары. Капот выдает то ли американское происхождение (французские машины даже со старыми двигателями кузовные элементы, в т.ч. "высокий" капот имели новые), то ли собранный из старых американских машин агрегат. Дело в том, что французской армии после войны досталось от американской около 22000 джипов Willys MB и FORD GPW. Многие из них были в нерабочем состоянии, поэтому было организовано специальное предприятие для ремонта и сборки из целых запчастей как бы новых автомобилей. После того, как Гочкисс организовали своё производство в дело пошли запчасти произведенные уже во Франции. Сама моделька заявлена, как Jeep Agricole, то есть джип сельскохозяйственный 1962 года. Поиском по такому названию ничего конкретного я не нашел. Собственно как и примеров установки подобных опрыскивателей на базе джипов. Тем не менее какой-то предприимчивый предположительно француз все-таки установил бочку с говном химикатами таким образом. В принципе установка вполне могла быть и успешно использоваться для подпитки посевов всякой дрянью и борьбы с вредителями полей и огородов. В то время как для более энергоёмких операций шасси Джипа оказалось всё-таки слабовато. Да, он подкупал своей универсальностью, а представители фирмы хотели ещё и апеллировать к его, якобы, небольшой стоимости. Но вот со стоимостью там получается не так уж убедительно. Нашел на одном иностранном сайте сравнение по стоимости с достаточно распространенным и современным на тот период трактором Ford 8N. Ford стоил на тот момент 1504,5$. Так вот, для того, чтобы оснастить CJ-3B необходимым для проведения необходимого объёма работ набором опций приходилось потратить в общей сложности около 1712$. И это при меньшей массе, а значит и проигрыше в сцепном весе и тяговом усилии, худшем сцеплении и меньшей надежности машины на энергоёмких операциях. Тем не менее покупатели у таких машин находились, а судя по количеству клубов энтузиастов некоторые до сих пор используют их в деле. Всё-таки неубиваемые были машины! Небольшая галерея ссылок на картинки "за работой": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.

Продолжим о прототипе. Ответ на вопрос происхождения машины мог дать замер колёсной базы, различающейся для французских и американских машин. По результатам замеров с пересчетом на масштаб получилось примерно 3,03м, что не соответствует ни французкой ни американской длинным базам, но к американской ближе. Замер по колее и ширине вполне соотносится с табличными данными, так что немасштабность маловероятна. Выводы - то ли не докопался я до истины, то ли в качестве прототипа попал французам какой-то полусамодельный уколхоженный аппарат, то ли сделали китайцы для Hachette неведомую машинку - собирательный образ, где немного от того, немного от другого, в целом сойдёт и ладно.

Деталировка обычная для UH, шкалы и таблички засчитаны, в отличие от дворников :)



После всего ещё немного про Hotchkiss: в 1969 году заканчивается контракт на поставку машин для французской армии, после чего оборудование и лицензии продаются испанской фирме Viasa, которая с 1959 года производит сборку Виллисов для местного рынка. После покупки оборудования они начинают производство собственных машинокомплектов, что позволило им выпускать наследников Виллиса до 1983 года.

Иван-Виллис с Жаном-Виллисом:



Спасибо за внимание! Если кто имеет что добавить к результатам "раскопок" - буду рад.

universal hobbies, журнальные серии, франция, jeep, тема недели, сша, hachette

Previous post Next post
Up