Тема недели. Такси. Московский путь.

Jan 28, 2014 00:48

Автомобили ГАЗ на таксомоторной ниве играли главенствующую роль, но не единственную. Москва (по крайней мере, после прибытия литерного поезда с Лениным и всем советским правительством) всегда требовала индивидуального подхода. Дефицит, экономия, а позже - протекционизм разбавляют стройные газовские ряды продукцией московского завода, не раз менявшего своё название, но имевшего общие корни с тем же ГАЗом.

Пока под городом на слиянии Оки и Волги американские инженеры ужасались условиям жизни и принципам работы советских рабочих, в Москве на заводе им. КИМ началась сборка грузовых и легковых Фордов из американскихм машинокомплектов. Именно эти Форды модели А и начали поступать на службу столичного такси в начале 30-х гг. Когда нижегородский автогигант был пущен, московский автосборочный завод перешёл уже на отечественные комплектующие, и вполне вероятно, что горьковские (уже) копии детройтских автомобилей, заботливо собранные московским пролетариатом тоже небезвозмездно обслуживали москвичей и гостей столицы. Дополнительным оборудованием и одновременно опознавательным знаком был внушительных размеров таксометр, заметный и снаружи. Приклеить к любой доступной модели, саратовской или журнальной, чёрный ящик - самый несложный рецепт приготовления такси Ford-A или ГАЗ-А (соответственно). Я, правда, не пошёл этим путём, так что пусть модель в этом обзоре просто "греет место".





В конце 30-х гг. столичные улицы были зачищены от пережитков прошлого - ГАЗ-А и Фордов "не-лимузинов", гордую надпись "такси" стали нести "Эмки" и ЗИС-101 (но ЗИСы в силу размеров и специфики здесь опустим).

В "Автолегендах" вышло уже столько "Москивчей" семейства 402/407/403, что стройные ряды "гражданской" техники просто необходимо разбавить форменными шашками. Модификация с буквой "Т" предполагала наличие упрощённой отделки салона, таксометра и зелёного огонька в углу лобового стекла. Предлагаю поверить на слово, что всё это на модели обозначено. Таксомоторные модификации периодически выпускались на базе всех последующих заднеприводных семейств, так что опознавательыми знаками можно снабдить модель любого неэкспортного седана.




Время шло, пассажиры ловили на улицах и даже иногда заказывали по телефону переоборудованные седаны, а в это время в стенах ВНИИ Технической Эстетики под руководством Ю. Долматовского разрабатывался образец принципиально нового такси на агрегатах Москвича-408. Автомобиль впоследствии с чьей-то лёгкой руки был назван "ВНИИТЭ-ПТ" и увековечен, помимо прочего, в тех же "Автолегендах". Мне почему-то очень нравится эта штуковина, нравится и то, что получилось после доработки журнальной модели, так что покажу его и изнутри.







Москвич-2141 в роли такси - мера вынужденная и, судя по всему, идея не очень удачная. В 90-е надо было хоть чем-нибудь наполнять таксопарки и в то же время найти сбыт продукции АЗЛК. Модель как одна из примет времени, более-менее похожа на прототип, копируется даже логотип и номер телефона на двери.




Как это ни парадоксально, но в этот ряд вполне вписывается и элигоровский Renault Logan. Во-первых, местом производства ("Автофрамос"). Во-вторых, как один из недорогих, автомобиль вполне типичен для российского такси начала XXI века. Модель изображает Logan в максимальной комплектации (диски, подголовники для задних пассажиров, бампера в цвет кузова...), поэтому и история вполне типична. Автомобиль, покупавшийся частным владельцем "под себя", но хозяин не прочь и позаниматься извозом, не утруждая себя покупкой лицензии и, следовательно, наклеиванием опознавательного знака на кузов. Сибишная антенна ужа стала атавизмом (хотя, некоторые её специально оставляют, т.к. она по привычке срабатывает как опознавательный знак), и внешне автомобиль ничем не выделяется "из толпы". Для регионов это вполне типичная картина, тоже своего рода примета времени. Может быть, с точки зрения коллекционирования это немного странно - показывать "коробку, в которой сидит тот барашек, который тебе нужен", но в ряд моделей и исторический контекст, по-моему, вполне вписывается.


саратов, renault, тема недели, азлк (ким-мзма), автолегенды ссср, такси, eligor

Previous post Next post
Up